Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Сегодня день Страшного суда Господня; что страшного в этом суде? Неужели то наказание, которое нас может постигнуть? Нет! В каком-то смысле наказание облегчает тяжесть нашего греха; наказанный чувствует, что он выплатил свой долг, что теперь он может идти свободно. Страшное в этом суде то, что мы станем перед Живым Богом, когда уже поздно будет что бы то ни было менять в нашей жизни, и обнаружим, что прожили напрасно, что за нами и в нас — только пустота, бессмысленность жизни. Весь смысл жизни был в том, чтобы любить живо, активно, — не сентиментально, не чувствами, но делом; любить, как Христос сказал: тот, кто любит, должен свою жизнь положить за тех, кто нуждается в любви: не за тех, кто мне дорог, а за того ближнего, которому я нужен… И вдруг мы обнаружим, что мы прошли мимо всего этого. Мы могли любить Бога, мы любить могли своего ближнего, мы могли бы любить себя, то есть относиться к себе с уважением, видеть в себе всё величие образа Божия, всё величие нашего призвания стать причастниками Божественной природы, — и мы мимо всего этого прошли, потому что легче было прозябать, а не жить, легче существовать безжизненно.
Что было бы, если бы кто-либо из нас вернулся домой и увидел, что самый дорогой ему человек лежит убитый?.. Вот момент ужаса, вот момент, когда человек понял бы, что такое любовь, и что теперь ПОЗДНО, что этому человеку любви больше не дать, у него отнята самая жизнь… Каково было бы нам?! И когда мы станем перед Христом, разве мы не увидим, что мы ответственны за Его распятие всей нашей жизнью, всем тем, как мы свою жизнь прожили недостойно и себя, и Его, и ближнего нашего. Мы увидим, что убийца не тот, который сбежал до нашего прихода домой, что убийца — это я!..
Каково будет тогда стать и стоять перед Христом? Тут не в наказании будет дело, а в ужасе о себе. У нас есть время; Христос нам говорит, что суд будет без милости тому, кто не оказал милости; Он говорит, что напрасно мы говорили бы, что любим Бога, если мы своего ближнего не любим, что это ложь… И Он говорит нам сегодня, в чем заключается любовь к ближнему, которая переносится на Него; потому что служить любимому человеку, другому человеку — это Его радовать, это Ему служить!
Подумаем! У нас есть покаяние, то есть обращение от земли на небо, обращение сердца и ума, поворот; и этот поворот зависит от нашей воли и от нашей решимости. Святой Серафим Саровский говорил, что между погибающим грешником и спасающимся святым разница только в одном: в решимости… Есть ли у нас таковая? Готовы ли мы с решимостью действовать?
И еще: через неделю мы здесь соберемся на службу прощения; мы будем просить прощения друг у друга, и давать прощение. Но просить прощения без того, чтобы принести плоды покаяния — бессмысленно; оставаясь такими, какие мы есть сегодня, просить прощения за то, какими мы были вчера, нет смысла! Нам надо продумать всю свою жизнь, себя: в чем мы виноваты перед каждым отдельным человеком, и РЕШИТЬ это менять; и просить прощения не с тем, чтобы чувствовать, что мы теперь свободны от прошлого, а с тем, чтобы теперь взяться за новое; по-новому теперь начать жить, в новом соотношении к тому человеку и к тем людям, которых мы унижали, обижали, обирали духовно — и всячески.
И когда мы будем давать прощение, мы должны это делать ответственно. Давайте продумаем нашу жизнь, поставим вопрос, что было бы, если бы вот теперь, сегодня нам пришлось стать перед Богом и увидеть, что мы — пустота, что мы прожили бессмысленно и напрасно. И что было бы, если бы теперь, стоя перед Богом в этой пустоте, мы посмотрели бы вокруг и увидели, что наше спасение зависит от тех, которые готовы нас простить, и от того, способны ли мы простить и что ни они, ни мы не способны…
Давайте подумаем; потому что это дело не проповеди, не чтения евангельского, — это дело жизни и смерти. Выберем путь жизни! Аминь!
Опубликовано: «Воскресные проповеди». – Таганрог: Издатель Е.А.Сухова, 2003.