Первая беседа.
Пост, с его подготовительными неделями — это целый путь духовной жизни, который нам показан, по которому нам предлагается пройти, и который должен совершаться в определенном настроении. Если посмотреть на то, как мы проводим пост — я говорю сейчас не о том, как мы его не проводим, а именно о том, как мы его проводим — то поражает часто несоответствие между событиями поста и тем, как мы на них реагируем, что мы делаем, чем мы заняты. Есть моменты, когда мы должны бы быть сосредоточены на самих себе, есть другие моменты, когда мы не должны бы быть в состоянии вспомнить о себе. Меня всегда поражает — теперь этого почти не бывает, но в первые годы, когда я был в приходе, люди приходили по множеству исповедоватъся перед заутреней, в момент, когда мы уже празднуем Воскресение Христово. Утром переоблачили церковь и священников в светлые, белые одежды; мы уже поем Воскресение и думаем о воскресшем Христе, и вдруг какое-то запоздалое покаяние… Я говорю «запоздалое», потому что очень много было времени перед этим, чтобы вспомнить о себе, — но это удобно. Я помню первую заутреню, которую я служил с отцом Владимиром: я начал исповедовать в 9.30, кончил исповедовать, когда вышли причащать. Так у меня заутрени и не было. Что у меня ее не было, это совершенно все равно, но что есть люди, которые стояли в очереди, не думая ни о чем другом, как о своем покаянии и предстоящей исповеди, пока вся церковь пела «Христос воскресе», думали только о мелочи своей жизни, о темноте своей жизни и, наконец, причастились, пройдя мимо всего события Воскресения — вот, что важно… В какой-то мере можно то же самое сказать и о страстных днях; уже после среды, когда мы не только вспоминаем, но живем этими событиями, можно было бы и забыть себя — но мы не забываем. И вот тут мне хочется несколько вех поставить.
Пост делится на различные части; есть подготовительные недели к посту; это время, когда Церковь евангельскими чтениями, богослужебными молитвами и напоминаниями обращает все наше внимание на нас: сравни себя с тем, чем ты должен бы быть в одной, в другой ситуации, которая нам предлагается в Евангелии, продумай себя с тем, чтобы когда начнется пост, можно было бы думать о посте, а не о себе, думать о путешествии, а не о сборах. Момент, когда мы через Прощеное воскресение вступаем в Пост, это момент, когда должно бы начаться то, что Церковь в своих песнопениях называет «весной духовной». Это весна, а не катастрофа, это не время плача, а время возрождения. Плакать надо было бы до этого, когда мы пели «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче, студно бо прожив житие», но не тогда, когда уже начинается наше восшествие к новой жизни. Вот, если вспомнить коротко недели, предваряющие пост; я столько раз проповедовал, что я только напомню, чтобы не обременять вас повторением.
Начинаются эти недели Евангелием о слепом. Это нам говорит о чем? Мы все воображаем, что мы зрячие. Зрячие или слепые? Вартимей знал, что он слепой, потому что он был физически слепой; ясно было, что он не видит того, что видят другие. А мы воображаем, что видим, — а что мы видим? В каком мире мы живем? Мы живем в мире вещественном, в мире душевных переживаний. А сколько в этом мире духовного?.. В какой мере мы видим какие-то Божии пути? И еще одно — Вартимей мучился своей слепотой; мы не мучимся. Или мы привыкли к ней, или заявляем себя зрячими. Вот несколько вопросов, которые ставит перед нами это Евангелие; есть и другие элементы, но вот это вопросы, на которые нам надо ответить: слеп или зряч? Сознаешь ты или нет свою слепоту? Тоскуешь о прозрении или привык? Это первое положение: если у нас не откроются глаза, если мы не затоскуем по зрячести, если мы не захотим видеть, тогда и двигаться некуда, мы действительно погружены во тьму — тьму сердца, тьму жизни, потому что жизнь очень темная тогда делается…
Следующее Евангелие о Закхее ставит перед нами другой вопрос: способны мы или нет, ради Христа, даже быть смешными? Это самый острый, болезненный пробный камень; чтобы люди нас ненавидели — не так тяжело, как смех людской. Когда на нас нападают, когда есть резкое противодействие против нас, мы умеем устоять, хотя бы из гордости, из самолюбия, а когда рассмеются, когда мы кажемся смешными, дело другое, и очень много людей оказываются неспособными сделать первый шаг в духовной жизни, потому что они боятся оказаться смешными. Закхей оказался в таком же положении как мы, пожалуй, даже хуже. Он был богатый человек, знатный гражданин какого-то малюсенького своего городка, все знали его; и вот ему, при всей его неладной жизни, захотелось видеть Христа, причем не только издали, а по-настоящему посмотреть на Него, заглянуть Ему в лицо. И вот, он забрался на дерево, при густой толпе, он, знатный гражданин, богатый человек средних, вероятно, лет. Конечно, вокруг него был смех, свистки, крики, но он настолько хотел увидеть Христа, что он пренебрег этим, причем, не горделиво, не сказав «ну, мне нет дела до вас», а забыв все это — слишком важно ему было видеть Христа. И вот перед нами опять стоит вопрос: способны ли мы спокойно отнестись к насмешливой критике, к презрительной улыбке? Настолько ли нам важно Бога встретить, что мы мимо этого готовы пройти?…
Третье чтение, это рассказ о мытаре и фарисее. Фарисей был праведник, он жил чисто, жил хорошо, делал добро. Мытарь жил плохо. В чем же такая между ними разница, что Христос нам ставит мытаря в пример? Конечно, в пример нам ставится не его жизнь. Но вот пришел в церковь фарисей: он вошел в дом Божий, как к себе, вошел, стал на свое место, и поделился с Богом своей радостью о том, какой он хороший. Мытарь дошел до церкви, посмотрел на нее и увидел, что это место святое, в такое место ему нечего вступать, там ему нет места. Это место, где царствует Божья правда; Божья правда — это его осуждение, он устоять не может. И он остановился у притолоки. Единственная его надежда в чем? В том, что то, чему он научился в житейском опыте, тут оправдается, что иногда справедливость как бы приостанавливает свое действие, вступает в силу что-то другое — жалость, милосердие, сострадание, прощение. Причем ничего из этого заслужить нельзя, можно быть этим одаренным, можно получить в дар жалость, любовь, милосердие, прощение. И он стоял у притолоки, говоря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Милость — это слово очень богатое по-славянски и по-русски, милость того же корня, что «милый», что миловать: это значит, на одном конце мысли, «отнесись ко мне милосердно, не побей, пожалей, не осуди”, а на другом конце это значит «приласкай, приголубь». И вот он стоит, и ему нужна милость во всем объеме, чтобы его Бог пожалел. И Бог пожалел: Он его услышал. Где мы стоим? Так иногда приходится: обернешься в церкви, кто-то запоздалый вошел, прошел на свое место, и кто-то, кто еще никогда не был в нашей церкви, на его месте стоит, и с места его: «Простите, это мой стул» — Почему? — «Это мой участок пола, уберитесь вон» — со всей наглостью и грубостью фарисея. Это мое. Вот один пример, а таких примеров сколько угодно можно привести, того, как добрый христианин знает себе место в церкви, все знает, все правила знает, знает, как себя ведут, знает, как с Богом разговаривают, знает, как другие не должны себя вести. Вот фарисей: и каждый из нас может о себе подумать и представить себе, сколько раз, и как разнообразно мы бываем фарисеями, приходим в дом Божий как бы к себе, даже не вспомним, что это дом Божий. Человек входит в церковь, быстро перекрестится, и уже занят своим делом. А есть такие, которые даже не смеют вступить, в общем, жмутся к стенке сзади, не только потому, что стесняются, а потому, что уж очень поразительно, что происходит там. Мы привыкли, к Богу привыкли, к службе привыкли, а есть люди, которые еще не привыкли, не умеют молиться, не умеют себя держать. Вот и перед нами тема: где я нахожусь, на кого и чем я похож? Добродетелью, пожалуй, на фарисея не похож, я не выполняю всего закона, всех заповедей, я не беспощаден к себе, десятину всего, что у меня есть, я не даю никому, не говоря о нищих, но даже ближним, близким, родным; но вот этой самоуверенностью — да, похож.
А дальше — следующее Евангелие — блудный сын. Там разные моменты, и каждый требует от нас ответа. В чём грех блудного сына? Почему эта притча так представлена нам? Здесь речь идет не о каком-то отдельном грехе какого-то отдельного юноши, а это грех основной, в сущности своей. Вот, молодой человек подходит к своему отцу и говорит: Дай мне теперь то, что мне достанется, когда ты будешь мертв… Это, в сущности, говоря погрубей, значит — «Старик, ты зажился, пока ты умрешь, во мне пыл молодости пройдет, сила оскудеет, уж поздно мне будет пользоваться плодом твоих трудов. Сговоримся: ты мне не нужен все равно, а мне нужно только то, что ты можешь мне дать. Дай мне сейчас то, что я получу после твоей смерти, и забудем друг про друга. Ты будешь, словно мертвый для меня», вот в такой форме оно звучит грубей, но не страшней, чем в евангельской форме. Но разве это не основной наш подход к Богу? Все от Него получить и растратить, как захочется. К другим то же самое: от них получить все, что можно получить, и уйти, тоже растратить. От всей жизни мы стараемся взять, чтобы использовать. Это основной грех вообще человечества. Дар нам нужен; тот, кто дает — нет, в конечном итоге. Был бы дар, были бы желуди, а дерево не нужно. Вот это одно. И перед каждым из нас этот вопрос стоит. Как я отношусь к жизни, к Богу, к ближнему? Второе: мы тоже уходим куда-то, на страну далече, собрав ту долю, которая нам полагается. И в течение какого-то времени мы богаты, и пока мы окружены, мы воображаем, что мы что-то значим для людей. А потом оскудевают наши средства, ум оскудевает, сердце холодеет, материальные обстоятельства меняются, силы меняются, положение в свете меняется — все то, что составляет наше богатство. И вдруг наших друзей как не бывало. Окажется — мы на том же положении, в каком оставили отца, и друзьям мы тоже были совершенно не нужны; им нужно только то, что они могли от нас получить, и ушли. Начинается одиночество, голод, жажда, тоска, холод; и тогда мы бросаемся во все стороны: чем бы пожить? Вот этот юноша взялся пасти свиней. Но мы тоже каких-то свиней своих пасем; когда содержание выветривается в душе, тогда человек бросается на любую свиную пищу, на любые желуди, развлекается, отвлекается, чем-то заполняет жизнь… Но от этого голод не проходит. Человек ловит все, что вокруг него может быть, но приходится молить — никто ему не дает… Ум свой занимаем пустотой, кружением, сердце свое стараемся взволновать хоть каким-то пустым переживанием, кидаемся во все стороны, чтобы телом и волей быть занятыми. Но все равно голод. И тогда мы, может быть, и вспомним, как блудный сын, что где-то есть Отец, которого мы сказали мертвым, но который не умер; мы договорились, да: Умри; но он остался жив. И замечательно в этом покаянии юноши первое слово, которое он хочет сказать по возвращении; это — Отец. «Я согрешил на небо и пред тобою, я уже недостоин называться твоим сыном, прими меня как одного из наемников твоих…» — но первое слово — «отец»… Вдруг, когда он оказался совершенно обездоленный, когда не осталось ничего, вспомнилось, что у него все-таки есть отец, что он ему — не сын, но старик — ему отец… Он себя не оправдал как сына, а отец себя оправдал как отец, обездолил себя, все дал, без упрека, перекрестил на дорогу, поцеловал и отпустил. Отец: к судье не пойдешь, к другому какому-нибудь человеку, который тоже тебя не примет — не пойдешь; пойти можно только к отцу. И вот он пускается в путь; по дороге он готовит исповедь, о которой я вам только что сказал. У него много времени, наверное, чтобы ее продумать, повторить, чтобы представить, как его примут; может быть, выбросят, может быть, собак напустят, — а может быть нет: ведь это отец, не хозяин какой, не судья: значит, надежда есть. И вот когда он уже подходит к дому, когда он уже видит дом их, у дверей стоит старик, он его не ждет, он не стоит у притолоки в ожидании, что сын дойдет до него, падет к его ногам, попросит прощенья, претерпит унижение — и тогда, может быть, его и пустит; отец, как его завидел по дороге, падает на его плечо, целует; и сын начинает свою исповедь: Отче, я согрешил на небо и пред тобою, я уже недостоин называться твоим сыном… И вот тут его отец перебивает: все это правда, но одну неправду он не даст ему сказать: Прими меня, как одного из твоих наемников… Он может ему быть недостойным сыном, он не может стать ему достойным рабом или наемником. И как замечательно: достаточно отцу того, что сын возвращается, чтобы он был прощен, чтобы он был принят. Так ли мы принимаем друг друга? Когда кто-нибудь приходит к нам, кто нас обидел, говорим ли мы: Раз ты пришел, значит, все изглажено? Не стоим ли мы в двери, ожидая, чтобы человек дошел до нас, не говорим ли мы взором, осанкой, словами: Ну, что — чего тебе нужно? Мириться пришел? А какое у меня доказательство, что ты покаялся, что ты жалеешь? Ах, извиняешься, просишь прощения? Это не трудно, — надо жизнью показать. Ну, если хочешь, так и быть, на пробу приму, но уж прости — если чем-нибудь снова провинишься, — все тебе вспомнится, и тогда будет уже окончательно, тогда уже не стучись в дверь.
Вторая беседа
Как бы ни значительны были подготовительные недели Великого поста, они все направлены к тому, чтобы нас приготовить стать лицом к лицу со страстями Христовыми и воскресением Господним. В первой части, в подготовительных неделях, как я старался объяснить в прошлый раз, целым рядом притчей, церковных молитв, песнопений все наше внимание обращается Церковью, т.е. в конечном итоге, Богом, на нас самих. Нас Бог зовет, нас Церковь ведет к тому, чтобы мы на себя посмотрели глазами, просвещенными Божией правдой, взглянули бы на себя и увидели себя такими, какими нас видит Господь. С одной стороны, с большой человеческой славой, т.е. людьми, какими нас задумал Господь, созданными по образу Того, Кто явился в конце времен, по образу Христа Спасителя; а с другой стороны, именно вглядевшись во Христа, вслушавшись в Его слова, в Его учение, чтобы мы увидели себя, какие мы есть на самом деле и пережили бы ужас и глубокую грусть о той пропасти, которая нас разделяет от того, чем мы могли бы быть. К этому нас ведет размышление над притчами, о которых мы говорили в прошлый раз. А затем наступает самый Пост, который Церковь называет «весной духовной». Если мы сумели в течение предыдущих недель над собой произвести суд, увидеть себя по-новому, с одной стороны, со строгостью, а с другой стороны, с изумлением; если мы сделали всё, или хоть что-то из того, что мы могли сделать, чтобы соответствовать образу человеческому в нас, то теперь сорваны какие-то оковы, пошел лед, кончается зимняя скованность всех сил души и тела, ума и сердца, воли, и наступает время, когда то, что дремлет в нас, то, что иногда, как нам кажется, заснуло непробудным сном, может теперь проснуться и зажить. Может начаться действительно весна, новое время, новая жизнь. К этому ведет нас пост, вдохновляя нас учением св. Григория о благодати, которое говорит, нам о том, что благодать это не только нечто, что нам дает Господь, чтобы мы могли спастись, ожить, освятиться, но что благодать есть сущностно Сам Господь Бог, Который Себя Самого нам вручает, дает, как пламя нас пронизывает, и глубоко, как пламя проникает в железо, нас тоже пронизывает, глубоко претворяя, глубоко тоже преображая. Если это благодать, то духовная жизнь действительно является приобщением Божественной природе, о которой апостол Петр говорит, о которой учат все Отцы Православной Церкви. Действительно человек делается тем, чем был Христос, прививается ко Христу, как дикая ветвь прививается к маслине, живет всей жизнью, всем потоком жизни, которая течет по жилам лозы, ветвями которой мы оказываемся.
А затем, образ за образом: святые, мужчины, женщины, подвижники самого разного рода, которые нам показывают, что люди, подобные нам, по вере искренней, по вере всерьез, обетованием Божиим, люди, стряхнувшие дрему, открывшие ум и сердце, отдавшие Богу свою волю, всего себя, душу и тело, что такие же люди как мы, порой страшные грешники, стали святыми, и что нам нечего отчаиваться — все возможно в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе, — говорит апостол Павел. И когда тот же апостол молил о силе, Господь ему ответил: Довольно тебе Моей благодати. Моя сила совершается в немощи… И вот с этой надеждой мы можем идти изо дня в день, из недели в неделю, по пути Великого поста, сначала сорвавши оковы, а потом начав оживать, оживать вечной жизнью, высвобождаться из плена земли и приобщаясь тому, что принадлежит собственно Богу…
И вдруг наступает Страстная — два совершенно различных периода, может быть, даже три различных периода можно увидеть в этих коротких днях. Первые три дня мы читаем посреди церкви Евангелие. Устав предполагает, что мы вычитываем все Евангелия, все четыре Евангелия; принимая в учет условия нашей жизни, мы вычитываем всегда в приходе Евангелие от Иоанна, которое такое непохожее на другие, и одно из других трех Евангелий. За это время очень быстро, коротко, молниеносно проносится перед нами вся жизнь, все учение Христа; и этот опыт быстрого, последовательного чтения почти всегда вызывает в сознании удивление: как все это просто, как хрустально просто, как все это несложно, как это соответствует живым порывам души, как от этих слов, событий, образов, притчей и, главное, облика Самого Христа встает в душе все благородство человеческой души, все ее величие. Одновременно с этим чтением, происходит чтение Ветхого Завета и отдельных отрывков Нового Завета: предупрежденье о Суде, предупрежденье о том, что нам надо быть искренними, подлинными; и церковная песнь, тоска человеческой души, которая все это пережила, которая все это сейчас переживает, и которая слышит: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.» Или «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, и недостоин паки егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, да не сном отяготися.» И вот эти песни церковные ставят нас пред лицом Того Единственного, Который может заполнить нашу душу до края, до конца; и вместе с этим снова дают нам ощутить, как мы далеко отпали от жизни, от света, от радости, от Бога, друг от друга. Какие мы осиротелые, какие мы чужие друг другу, Богу, мирозданью. И вот, когда произошла эта вспашка наших душ, нашего сознания, нашего сердца, когда воля, как бы она ни была слаба, неуверенна, рвется к жизни, рвется к правде, когда начинается, пробуждается в нас порыв к добру, встает перед нами образ Самого Христа в течение этих страстных дней. В сущности, страстные дни нарастают еще задолго до того, как они на самом деле начнутся. Еще когда Христос восходил в Иерусалим, когда Он был на пути, Он спрашивал Своих учеников, недалеко от Кесарии Филипповой: За кого почитают Меня люди? Одни отвечали одно, другие — другое, а Петр ответил: Ты еси Христос, Сын Божий — и обрадовался Господь об этом ответе, потому что это был не ответ Петра, не надуманный, гадательный, человеческий ответ: это открыл Петру Господь, и на этой вере, не на Петре, а на исповедании Петровом, стоит вся вера Церкви, вся Церковь, всё. Но вот начал Христос говорить Своим ученикам о том, что они восходят в Иерусалим, что Сын человеческий будет предан в руки человек грешных, что Его предадут, что Его избиют, что Его оплюют, что Его засудят и, наконец, распнут, но что Он воскреснет в третий день. И тот же Петр, который за мгновенье до этого Духом Святым провозгласил всю веру церковную, снова становится человеком ограниченным, — порывистым, но каким ограниченным, отзывает Христа в сторону и говорит: «Господи, не дай этому случиться над Тобой». И тот, которого только что похвалил Христос: Блажен еси Симон, сын Ионин, что не плоть и кровь тебе это открыли, но Отец Мой небесный, — слышит страшные слова: Отойди от Меня, сатана — т. е., отойди от Меня, противник, — ты помышляешь о том, что земное, не о том, что Божественное… Как хрупок человек! Только что ему было откровение самой великой тайны о Христе, и тут же его человеческое рассуждение, человеческое чувство его заставляет стать поперек дороги Христа… Отойди от Меня, сатана — те же самые слова, которые мы читаем в Евангелии, в самом начале, в рассказе об искушении Христа в пустыне. Тогда сатана Его искушал силой: Если Ты — Сын Божий, преврати камни в хлеб, свергнись с крыла храма и останься невредим, овладей всеми народами земли и осчастливь их, при одном только условии — поклонись мне. Искушение силой в начале Христова подвига, когда все силы при Нем, когда все впереди… Отойди от Меня, сатана, — сказал тогда Спаситель, и теперь прошло трехлетие, когда нарастает ненависть, скорбь, когда идет время разлуки с землей, через крестную смерть, подходит искушение, в этот раз — слабостью: Пожалей Себя… И тут Христос это искушение от Себя отводит — Отойди от Меня, сатана… Первый раз Христос сразился с соблазном силы. Евангелие нам говорит, что сатана от Него отошел «до времени», и приразился он Ему вторично слабостью, немощью, жалостью к Себе…
И вот дальше предваряет как бы страстные дни, с одной стороны, воскрешение Лазаря, а с другой стороны — Вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря, в котором Христос перед Своей смертью делает достоверной, перед лицом всех, тайну воскресения; «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, Христе Боже» — т.е. по-славянски «уверяя» значит «делая достоверным, несомненным,” — «из мертвых воздвигл еси Лазаря». И затем Вход Господень в Иерусалим — какое торжество, какое ликование народное! Но уже в этом торжестве что-то страшное, горестное, потому что все это торжество построено на недоразумении. Встречает народ Христа как царя, со славой, отчасти потому что дошел до народа рассказ о воскрешении Лазаря, отчасти потому, что они ожидают, что теперь пришло время, когда Христос-Мессия Себя проявит как царь победоносец, освободит Свой народ от рабства, от плена и водворит царство. И на самом деле Христос освободит Свой народ от плена, на самом деле Он восстановит царство, но не то царство, о котором мечтают порабощенные римлянами иудеи, и не тот плен, о котором они думают, не вещественный, не физический, не политический плен, а плененность смертью, злом, адом. В этом праздник входа Господня в Иерусалим глубоко трагичен: ликует народ потому, что он ошибся во Христе, и тот же народ будет кричать «распни, распни Его.» И вот первые дни Страстной, о которых я уже сказал несколько слов: хождение Спасителя из Иерусалима в Вифанию, притчи, пророческие предупреждения, и Тайная Вечеря. В среду вечером мы вспоминаем предательство Иуды; в четверг утром — Тайную Вечерю. Строй служб Страстной седмицы не соответствует ходу исторических событий, ни по времени, ни по содержанию. Службы построены по темам, потому что мы неспособны вместить в одно переживание переплетающиеся, друг друга сменяющие темы каждого события. Все то, что совершилось во время этой Тайной Вечери, разделено: Христос умывает ноги ученикам. Иуда, последняя беседа с учениками, выход в Гефсиманию, страшная Гефсиманская ночь, Христос взят, ведется к Первосвященнику, в претор, отдается на поругание, ждет Своей смерти, распинается. В среду вечером предательство Иудино, в четверг утром торжество, строгое, стройное, глубокое торжество Тайной Вечери, первой, выражаясь современным языком, совершенной Божественной Литургии. А затем снова долгое, трагическое размышление над событиями, вечером, в чтении двенадцати Евангелий — двенадцать Евангельских отрывков, где нам представляется сначала долгая беседа Христа со Своими учениками, беседа, где есть последовательность и которую можно понять, если представить себе, как они сидели в эту ночь пасхальную, вспоминали пасху иудейскую, и как Христос уже знал, что новая Пасха начинается, что в этот раз будет заклан не Агнец, а Сын Божий, ставший Сыном Человеческим. Тревога, грусть, молчание, отрывочное высказывание, молитвы, и снова молчание, и вопросы, и недоумение, и приточные ответы, и подготовка учеников к тому, что будет. Все это составляет содержание этого первого, долгого чтения. А затем рассказы событий: Гефсиманский сад; Христос перед смертью — не перед Своей смертью, потому что в Нем нет даже смертности. Он — самая жизнь воплощенная. Он бессмертен, Он нетленен и в Своем человечестве, но смерть человеческого рода ложится на Него, этого человеческого рода, которому Он приобщился сначала Воплощением, и во-вторых, в день Крещения Своего, когда Он погрузился, употребляя слова русских сказок, в мертвую воду, отяжелевшую, потускневшую от омытых ею человеческих грехов, которые легли на Него всей тяжестью. И борение о Чаше — если только можно, чтобы прошла эта Чаша, — и снова борение: Если нужно, чтобы она не прошла, — и снова борение: Да будет воля Твоя. И это страшное одиночество Христово; это страшное восхождение к смерти, одинокое погружение в умирание. Он просил трех учеников хоть один час с Ним провести — от тоски, от холода, от ночи глаза их отяжелели и они заснули. Три раза приходил к ним Христос, чтобы встретить хоть человеческий взор, прикоснуться к человеческой руке, услышать человеческий голос — ничего не слышал, ничего не видел, кроме трех спящих учеников. И потом Иуда, ложный поцелуй, толпа, суд в доме архиерея, лжесвидетели, биение, оплевание, осуждение на смерть. И в это время два Его ученика находятся во дворе дома, где Его судят. Они не вошли туда как Его ученики; они вошли потому, что Иоанн был другом дома, где Его били и на смерть осуждали. И Петр был при нем, и трижды отрекся. Уходящий Петр, встретивший взор Христа, остановившийся на нем через окно: он вышел и заплакал горько… Во тьму вышел тоже и Иуда, но он не заплакал и не спасся. А затем раннее утро, суд Ирода, суд Пилата, и та толпа, которая кричала «осанна, красуйся, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!»- теперь кричит «Распни, распни Его», и словно чтобы подчеркнуть самую характерную в действиях бесовских уродливость, карикатурность того, что делают бесы, Пилат спрашивает: Кого вам отпустить в день праздничный из преступников — Варавву или Иисуса, именуемого Христом? — Варавву… Но здесь по-еврейски страшная игра слов: Христос, Сын Отца нашего Небесного, Сын Отчий, Сын Божий, а «Варавва» именно и значит «сын отца» — да не тот. Сына Отца Небесного извели вон из стана, исключили из общества людей, остался Он один: захотел быть с Богом — пусть Бог Ему теперь и поможет, — говорили люди вокруг. Крест, толпа, крики, насмешки, ругательства, и трехчасовое, медленное умирание: ни слова упрека, ни слова или движения противления, «Прости им, Отче, они не знают, что творят, прости».. Семь слов со креста, семь спасительных или трагических слов. У креста Мать, Которая Своего Сына тоже безмолвно отдает на смерть. Она Его когда-то, в день Сретения, принесла в дар Богу в храм; Бог Его принял тогда как жертву, и теперь эта жертва совершается: принесенный когда-то младенец Иисус теперь должен на самом деле быть кровавой жертвой умилостивления смертью. Иоанн стоит, ученик, который любить умел, и которого любил Христос, и поодаль несколько женщин, бесстрашных, потому что любящих, и бессильных, и посреди этой оставленности, посреди этого глубочайшего, таинственного молчания, целый круг трагедий. Толпа пестрая, шумная, любопытная, кровожадная человеческая толпа, фарисеи, книжники, вожди народные, которые наконец победили, насмехаются, вызывают Христа на победу. У подножья Креста воины разыгрывают одежду распятых, Спасителя и двух разбойников; в толпе, небось, ожидают, не сойдет ли Он с креста? Тогда, пожалуй, можно и поверить, тогда можно поверить с уверенностью, что не обманут Богом или собственным чутьем, можно поверить безопасно, без риска. Другие, которых ранила, может, глубоко в душу проповедь Христа о самозабвенной любви, о совершенной чистоте сердца, о подлинности человеческих отношений, может быть, стоят со страхом: а вдруг Он сойдет с креста, и все это надо будет принять, все это будет законом жизни, страшным законом, где нет места ни себялюбию, ни для себя вообще, а только для любви. Суд совершается перед лицом креста над каждой человеческой душой. Где ты? Ты распинатель? Ты поругатель? Тебе безразлично об одежде Христа? Ты хочешь спастись от необходимости веры вещественным доказательством, уверенностью без веры, или ты боишься, что надо уверовать будет, и что тогда все придет к концу, вся неправда жизни и все оттенки человеческих отношений? И два разбойника — перед обоими тот же вопрос, они оба умирают, во весь рост встала смерть, за ней суд, за ней вечность, за ней спасение или вечное проклятие, отчужденность от Бога или возвращение. И вот оба в этот страшный момент видят, что те же судьи, которые их осудили за их преступление, осудили преступно, вероломно, неправедно невинного человека. Один из распятых разбойников восстает: если судьи могли засудить невинного, то они неправедны, он не принимает их суда, они не имеют права и его засудить. В душе его проклятье, ненависть, гнев. Другой видит осужденного, невинного страдальца: если невинный не избежит человеческой ненависти и человеческого суда, как может виноватый отвергать этот суд, жаловаться на застигшую его судьбу? Он поворачивается лицом к невинному, чью святость он правда прозревает, просит взять его, разбойника, в вечный покой.
И наконец, самое трагичное во все это время: последний почти крик Христа перед смертью: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?» Люди оставили, одни бежали, другие бессильно предстоят, третьи вымещают на Нем свой страх, свое разочарование, горькие упреки, которые выпали на их долю, — и теперь вдруг отворачивается от Спасителя Сам Бог. Он захотел быть человеком во всем, разделить человеческую участь до конца со всеми, а самое страшное в человеческой участи — это сознание, которое леденит сердце миллионов людей, что от них отвернулся Бог, что они живут сиротами и умирают отверженцами. Да и умереть нельзя, не потеряв своей связи с Богом! И вот Христос остается один, отвергнутый людьми, оставленный Богом, Он предает дух. Душа Его сходит во ад, блистанием Своего Божества Он заполняет Собой все: от века дремлющие восстают и начинается новое. Бог все во всем… А в это время продолжаются церковные службы: после Двенадцати Евангелий, утром в пятницу Царские часы, где читаются псалмы пророческие о Христе, ветхозаветные отрывки, отрывки из посланий, из Евангелия, так, чтобы мы могли охватить взором, начиная Ветхим Заветом и кончая Евангелием, все, всю тайну Божественной, крестной любви. Потом Вынос Плащаницы, Погребение Христово и отдельно выделен Плач Богородицы над умершим, погребаемым Христом, но уже в конце Плача мы слышим, как таинственно Христос Ей Одной говорит вслух: Не рыдай Мене, Мати, зряши во гробе…
А вечером — Погребение Христово. Вынос Плащаницы — это шествие ко гробу; теперь это уже время, когда Христос почил от трудов Своих, лег во гробе, отдыхает Его Тело нетленное, святое, от трудов смерти. Торжествует свою победу над адом человеческая душа, сияющая, блистающая как молния светом Божества. А мы совершаем сначала плач, — но в этом плаче мы уже созерцаем тайну спасения, этот плач вырастает постепенно в надежду, она укрепляется пророчеством о сухих костях, которым жизнь возвратил Господь, и в конце службы уже звучит уверенность и торжество о Воскресении Христа. Читается Евангелие, предваряющее Воскресение; мы уже знаем, что Он воскреснет, мы уже знаем, что гроб — не последняя Его обитель, мы знаем, что смертью побеждена смерть, одержана последняя победа.
И на следующее утро в субботу, когда совершается Божественная литургия, после того, как прочтены пророческие книги о Христе, мы переоблачаемся в светлые одежды. На земле гроб еще запечатан, на земле телом почил Христос, но верой, т.е. этим таинственным знанием церковным, знанием души, мы уже знаем — «Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе», что одержана победа, что во аде она уже совершена, и мы теперь можем ждать, чтобы она была явлена торжествующе на земле. Эта литургия Великой Субботы — уже литургия воскресения, но воскресения, познанного верой, а еще не опытом и не зрением, не воочию…
А ночью мы будем торжествовать Воскресение Христово — заутреня, литургия. Заутреня, где мы поем о том, что воскрес Христос, а литургия, где уже начинается для нас, может быть, больше чем когда-либо, открывается Тайная Вечеря, которую Христос будет в свое время праздновать в Царствии Небесном, когда все будет совершено, когда воскреснувший будет не Один, а воскреснут все, когда смерть уже будет жертва победы, когда Бог будет Богом и Отцом всех. Вот как раскрывается, в общих чертах, Страстная Седмица.