Какая радость бывает встретиться… Отец Леонид говорил о том, как нам встречать Христа. Если бы мы могли только, если б мы только умели так встречать Господа, как простой, сердечной, человеческой любовью мы умеем встречать друг друга, когда в сердце светло и тепло! Вот так, как сегодня, по вашей ласке, милости вашей, Божией и Богородичной любви, мы встречаемся. Давайте же так ждать и встречать Спасителя, являющегося нам плотью в Рождестве…
И еще: обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, что всё Евангелие — только сплошная встреча? Ведь весь рассказ евангельский говорит нам не о каком-то учении, которое преподносится всем равно, безразлично, безлично. Каждое евангельское слово сказано кому-то, каждое событие евангельское — это встреча Христа с какой-то человеческой нуждой, со скорбью, с радостью, с горем, с болезнью, с грехом. Это всегда встреча лицом к лицу. И какая могла бы быть в нас радость постоянная, торжествующая, победоносная радость, если бы мы так воспринимали Евангелие, если бы, читая его, мы просто себе представили: вот толпа — такая, как мы теперь; иногда большая, как сегодня, иногда совсем маленькая, когда собирались только-только первые ученики. И вот в этой толпе я — затерся где-то и слышу, как Христос говорит. Не обязательно со мной лично, но Он говорит с кем-то; не просто «вещает», не просто говорит кому угодно и никому; а говорит — вот этой женщине, у которой сын умер, говорит ей: «Не плачь!»; юноше, который спрашивает: «Как мне найти жизнь вечную?» — «Оставь все, только иди за Мной»! — и так далее, больным, слепым, грешникам: «Прощаются тебе грехи…».
Вот, если б нам помнить каждый раз, как мы слышим евангельские слова, что они не где-то звучат для других, а мне говорятся, или при мне кому-то, кому они нужны. Может быть, в этой толпе один человек услышит то или другое слово Христово, которое сегодня было прочитано; может быть, многие; а мы все — с каким трепетом должны бы стоять и думать: Христос говорит, и в чью-то душу входит жизнь, кто-то спасается, у кого-то горе утихает, у кого-то слезы текут, у кого-то вдруг разломилось каменное сердце, у кого-то вдруг надежда блеснула, вера разгорелась…
Какая радость: от встречи, от того, что Христос посреди нас; ибо Воскресение Христово, которое мы с такой радостью поем — и не только в пасхальную ночь, но из недели в неделю в воскресный день — Воскресение Христово это же событие, которое не только когда-то произошло, но это событие, которое нам современно; потому что, правда, умер Христос на кресте в определенный год, в определенный день и час, и воскрес Он в третий день после этого, но воскресший Христос жив, Он среди нас, и Воскресение Христово, которое когда-то воссияло из гроба, сейчас сияет среди нас то ярким светом, а то тихим этим светом, о котором мы поем на вечерне: «Свете тихий, святыя славы Небесного Отца»… Христос то является нам во славе, а то пребывает среди нас такой тихий, незаметный…
И вот, думайте о Евангелии и думайте о каждой человеческой встрече именно как о встрече; не просто о том, что люди столкнулись да разошлись, прошли мимо — и не заметили, кто мимо прошел. Так в евангельской притче о милосердном самарянине проходили бесчувственный левит и безответственный священник. А мы должны как самарянин, остановить свой взор на каждом, никого не пропустить незамеченным; когда слушаем — слышать, а не только как-то воспринимать звуки слов… Если б только мы умели встречаться… По-сербски, слово «встреча» значит «радость», а встречу они называют «сретение» — тем словом, которым мы называем праздник, когда Божия Матерь принесла Спасителя во храм и была встречена — чем? кем? — пророческим приветствием и живым Богом. Радость и встреча — одно и то же могло бы быть, встреча всегда могла бы быть радостью, если б только мы умели встречаться. Вот мы встретились: сколько лет тому назад впервые я имел счастье молиться здесь, и вы меня встретили, как брата, как своего, не как чужого человека. И с тех пор мы же никогда не разлучались. Да, я уезжал за границу, но уезжал-то с вами в сердце, а вы оставались и, видно, тоже не забывали, потому что иначе мы никогда во второй раз не встретились бы с такой радостью.
А основная встреча евангельская — о ней всё-таки хочу сказать: это встреча со Христом, с Богом, явившимся нам во Христе. В чем же это явление? О Боге мы думаем во славе, величии, вот, как на иконах пишут Вседержителя. О таком Боге можно думать и молиться Ему в трепете; но Бог захотел нам явиться так, как ни один человек не мог себе Его вообразить или представить или даже придумать. Потому что Бога беспомощного, Бога смиренного, Бога уязвимого, побежденного, битого, мучимого, Бога убитого никто себе не мог представить. И вот, этот Бог нам явился. Он нам показал, что нет такой бездны, которая для Него слишком глубока, такой обездоленности, которая превосходит Его способность всё отдать, всего Себя, до конца, чтобы поделиться с нами тем, что Он есть: Жизнь вечная, вечная радость, Сияние и Свет, Истина и Торжество. Этого Бога можно познать, только когда обездоленность, горе, несчастье, одиночество, сиротство вдруг нас охватят, и будут держать в своих тисках.
Нам, оказавшимся за границей в 20-х годах, Он открылся так. Мы оказались без Родины, отделённые от всего, что мы любили, от самых любимых и родных, чужими на чужой стране, лишними и нежеланными — ничего не оставалось кроме убожества. И вдруг мы обнаружили, что у нас есть Бог, Которого нам нечего стыдиться и Который нас не стыдится. Не тот великий Бог, иконный, а тот смиренный Господь, Который стал человеком, хрупким человеком, презренным, родившимся в маленьком городке небольшой страны, оккупированной врагами, порабощенной, — Раб бездольный. И мы обнаружили, что Он с нами может пойти в самую бездну нашего горя: Он всё изведал, до самого края нашей обездоленности — Он куда дальше пошел, чем край, предел нашей обездоленности. Вдруг оказалось, что Он такой простой, такой родной, такой свой. Тогда стали понятны слова: «Вы Богу уже не чужие, вы – свои». Не потому, что мы такие великие, а потому, что Бог смирился, ибо Он нас так любит. И думалось: «Да, в горе; а что во грехе? Что если вдруг падение? Неужели тогда Бога не найти?» И прозвучали снова слова апостола Павла: «Там, где изобилует грех, преизобилует благодать Твоя, Господи». В самой глубине падения мы нашли Христа, спасающего, утешающего, призывающего жить, говорящего: «Разве ты не видишь — Я ВЕРУЮ в тебя так, что Я стал человеком, как ты, чтобы ты мог поверить в Мою веру в человека, в Мою любовь». В любовь мы могли верить; а иногда так трудно поверить, что вам верят и в вас верят. Любить можно и с какой-то долей, ну, скажем, презренья, свысока. А верить в человека можно только с благоговением. И вот, Воплощением Своим Христос нам говорит: «В каждого из вас, кто здесь, в каждого из вас, кого здесь нет, кто Мне чужд, кто Меня не познал, даже кто образ Божий как будто и потерял, — в каждого Я верю так, что готов всю Свою жизнь истощить и отдать, чтобы он поверил в Божью веру в человека».
Вот на чем мы стоим; вот о чем нам говорит Воплощение Господне. Да, Он стал человеком, чтобы мы могли поверить в себя и поверить в брата; и если так, то мы можем встретиться все, лицом к лицу, нам незачем отворачиваться от одного для того, чтобы вглядеться в другого. Каждому поверил Господь Свою жизнь и смерть. Это — встреча. Да, это встреча, из которой можно извлечь спасение, жизнь, радость. Давайте так ждать Христа, как того, кто единственный поверил в каждого из нас — не потому, что не знал, кто мы, а именно зная о нас всё, до самого глубокого нашего падения, не только на деле, но и в чувстве, в мысли, в поползновении, — Он говорит: «Смотри, Я воспринимаю плоть человеческую, делаюсь человеком, чтобы ты знал и верил: верую в тебя, человек, становись по образу и подобию, к которому ты призван Человеком как Я. Встретим Христа хотя бы с этой верой, хотя бы с этой надеждой, хотя бы с этим ликованием о том, что даже у самого обездоленного есть кто-то, кто в него верит без конца, без границ, вплоть до крестной смерти. А друг друга станем встречать, как нас учит апостол Павел: «Принимайте друг друга как вас принял Христос; не ожидая, чтобы сосед, ближний стал лучше, более похож на нас, более нам близкий, а какой он есть; ибо, если любовью охватить человека как пожаром, и он переменится, и он растает, и он станет человеком. Дай нам Господь такую веру в человека пронести через всю жизнь, через весь мир, верующий и неверующий, чтобы каждый человек знал, что когда он в себя потеряет веру, в него верит не только небесный Бог, но и человек, всякий, который назвал себя христианином. Аминь.
Опубликовано: Труды Т.1.М.: Практика, 2002.