Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
На прошлой неделе мы слышали рассказ о слепом Вартимее. В этом рассказе нам Церковь напоминала о том, что мы все слепы: не физической слепотой (которую мы так легко и ясно переживаем), а духовной; и напоминает нам, что избыть эту духовную слепоту мы можем, только если обратимся к Единственному, Который имеет власть нас исцелить, Который является светом во тьме, Который является жизнью и целостью жизни.
Если мы над этим задумались (как мы должны были) на прошлой неделе, то мы теперь начинаем, может быть, прозревать нечто в себе: хотя бы нашу греховность, хотя бы нашу несостоятельность, хотя бы то, что в нас голод есть, но что побеждается этот голод косностью, ленью, страхом.
И сегодня в рассказе о Закхее мы видим, в чем заключается этот страх. Чего мы ищем больше: одобрения людей или встречи с Богом? Чего мы хотим больше: того, чтобы не стать посмешищем, чтобы никто от нас не отворачивался из-за того, что мы выбрали Бога против всего, — или хотим мы Бога любой ценой?
Святой Иоанн Лествичник говорит нам, что тщеславие, то есть искание одобрения человеческого при безразличии к суду Божию, является ненавистью к Богу и трусостью перед людьми; каково наше положение? Конечно, не люди смеются над нами в том обществе, в котором мы живем, не они нам страшны, но нам страшно столько в нас самих! Люди нас простят за то, что мы ищем Бога — лишь бы мы не были им вызовом и оскорблением; готовы ли мы на это? Готовы ли мы всем строем нашей жизни быть вызовом той жизни, которую безбожный мир и каждый из членов безбожного мира, включая нас самих, строит? Готовы ли мы встретить в себе самих противоречия нашего искания Бога? Готовы ли мы отвергнуть помышления, чувства, желания, страхи, которые действуют в нас, ради того, чтобы сказать: «Нет! Пусть смеются надо мной люди, пусть всё, что во мне есть прошлого, безбожного, чуждого Богу, восстает, а я всё-таки буду искать Бога, Который единственный может быть праведным судьей надо мной…» Тщеславие мы должны отринуть как отвержение Божьего суда, как отрицание права нашей собственной совести с нами говорить именем Божиим.
В другом месте Евангелия сказано: «Примиряйся с твоим соперником, пока ты еще на пути, пока он тебя не поставил перед лицом судии, потому что тогда будет поздно…» Отцы нам говорят, что соперник этот — наша совесть, которая в течение всей жизни нашей нас обличает в том, чего мы не делаем, или в том, что мы творим… Обратим внимание на это; это второе предупреждение на пути, который нас ведет к началу Великого поста. Теперь время покаяния, теперь время очнуться, теперь время начать! Положим же начало благое — снова, если положили его на прошлой неделе, или положим его теперь, если еще не клали. И изо дня в день, из недели в неделю будем слушать, прислушиваться к нашей совести, искать Бога и правды Его; и только тогда сможем мы вступить очищенными или, во всяком случае, готовыми, в Великий пост. Аминь!
Опубликовано: «Воскресные проповеди». – Таганрог: Издатель Е.А.Сухова, 2003.