Он был послан Богом, чтобы приготовить путь Господень, путь к сердцам, путь к сознанию людей. И хочется о нем сказать немногое, выделив только три черты его личности.
Первая, это его бесконечное бесстрашие. Он пришел для того, чтобы свидетельствовать о Божией правде и о путях Божиих. И за всю жизнь он ни разу не оступился, ни перед кем он не сдал правды Божией ради страха.
Второе, о чем хочется сказать, это следующее: героизм не всегда заключается в том, чтобы быть на передовой линии, чтобы быть тем человеком, который делает самое страшное или трудное дело. Есть другой род героизма: способность отойти в сторону, чтобы дать место другому, которого ты признаёшь, как большего, чем ты сам есть. И вот Иоанн Креститель о себе сказал: «Мне надо умаляться для того, чтобы рос Христос; мне надо сойти на нет, чтобы в сознании людей остался бы не я, а Христос Спаситель…»
Мало кто может соединить в себе эти два свойства: неустрашимую смелость, сознание, что всю жизнь, всё надо и можно положить за правду Божию и за истину, и одновременно быть готовым к тому, что его забудут, чтобы вспомнить только Того, ради Которого он пришел.
И в конце жизни его постигло испытание, которое мало кому, вероятно, дается в жизни. Он был взят в тюрьму за правдивое, бесстрашное обличение тогдашнего правителя; он был присужден к смерти, и перед тем как свою жизнь положить за ту правду, ради которой он пришел на землю, ради которой он жил, вдруг заколебалась его душа, душа этого величайшего человека, самоотверженного, смелого, вдруг заколебалась. Перед лицом смерти у него встал вопрос: «Тот ли пришел уже, или другой? Ошибся ли я, проповедуя приход именно Иисуса Христа, не отдаю ли я теперь свою жизнь напрасно, не обманут ли я своей мечтой, своим воображением?..» И он посылает двух своих учеников ко Христу спросить именно об этом: «Ты ли Тот, предтечей Которого я должен был быть, или ожидать другого?..» И вот тут Христос с него требует предельного подвига; Он ему не дает прямого ответа, Он требует, чтобы он сам взглянул и решил. Он ему отвечает словами пророка Исаии: «Пойдите, — говорит Он этим ученикам, — к Иоанну и скажите, что вы видите: слепые прозревают, глухие слышат, у немых открываются уста.» И прибавляет: «Блажен тот, кто не соблазнится обо Мне…» Величайшему пророку истории, т.е. человеку, который от имени Божия говорил, прорекал, дается только пророческий ответ: Неужели твое сердце тебе не подсказало правды, неужели ты слеп, неужели ты не видишь, что то, ради чего ты пришел, сейчас совершается? Собери всю свою веру, и по вере — т.е. по безграничному, дерзновенному доверию к Богу, как ты шел в жизни — иди на смерть…
Вот три черты характера Иоанна Крестителя, которые меня глубоко поражают: дерзновение, смелость без предела, готовность быть забытым, и последнее его испытание: Разве твое сердце могло лгать, разве ты не видишь? Верь до конца, как ты требовал и от других, чтобы и они поверили до конца.