Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Нередко меня спрашивают: как надо исповедоваться? И ответ на это, самый прямой, самый решительный, может быть таков: исповедуйся, словно это твой предсмертный час. Исповедуйся, словно это последний раз, когда на земле ты сможешь принести покаяние во всей твоей жизни, раньше, чем вступить в вечность и стоять перед Божиим судом: словно это последнее мгновенье, когда ты можешь сбросить с плеч бремя долгой жизни неправды и греха с тем, чтобы войти свободным в Царство Божие.
Если мы так думали бы об исповеди, если бы мы становились перед ней, зная — и не только воображая, но твердо зная, что мы можем в любой час, в любое мгновение умереть, то мы не ставили бы перед собой столько праздных вопросов. Наша исповедь тогда была бы беспощадно искрення и правдива; она была бы пряма; мы не старались бы обойти тяжелые, оскорбительные для нас, унизительные слова; мы их произносили бы со всей резкостью правды. Мы не задумывались бы над тем, что нам сказать или чего не говорить; мы говорили бы все, что в нашем сознанье есть неправда, есть грех, все то, что стоит между Богом и мной и между обиженным, униженным, оскорбленным мною ближним; мы говорили бы все, что делает меня недостойным моего человеческого звания, моего христианского имени. Не было бы в нашем сердце никакого чувства, что надо себя уберечь от тех или других резких, беспощадных слов. Не ставили бы мы вопрос о том, надо ли сказать то или другое, потому что мы знали бы, с чем можно войти в вечность и с чем в вечность нельзя войти… Вот, как мы должны исповедоваться; и это просто, это страшно просто; и мы этого не делаем, потому что мы боимся этой беспощадной, простой прямоты перед Богом и перед людьми. Будем сейчас готовиться к Рождеству Христову; скоро начинается рождественский пост; это время, которое образно нам напоминает о том, что грядет Христос, что скоро Он будет среди нас; тогда, почти 2000 лет тому назад, Он пришел на землю, Он жил среди нас, Он был одним из нас, Спаситель — Он пришел взыскать нас, дать нам надежду, уверить в Божественной любви, уверить в том, что ВСЁ возможно, если мы только поверим в Него и в себя… Но теперь грядет время, когда Он станет перед нами, либо в час нашей смерти, либо в час последнего суда. И тогда Он будет стоять перед нами распятым Христом, с руками и ногами, прободенными гвоздьми, раненый в лоб тернием, и мы посмотрим на Него, и мы увидим, что Он распят, потому что мы грешили; Он умер, потому что мы заслужили осужденье смерти, потому что мы были достойны вечного от Бога осужденья — Он пришел к нам, стал одним из нас, жил среди нас и умер из-за нас. Что мы тогда скажем? Суд не в том будет, что 0н нас осудит; суд будет в том, что мы увидим Того, Кого мы убили своим грехом и Который стоит перед нами со всей Своей любовью… Вот, во избежание этого ужаса, нам надо стоять на каждой исповеди, словно это наш предсмертный час, последний час, последнее мгновение надежды перед тем, как мы это увидим. Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.