Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Все мы всё больше сознаём, что живем в мире трагическом, в мире, где происходит очень много страшного; и когда мы вглядываемся в то, что происходит, так ясно становится, что сейчас мир пожинает плоды всей человеческий неправды, совершенной, может быть, в течение столетий, неправды, с которой наши предки мирились, неправды, с которой и мы миримся легко, пока она не выявляется гневом на нас самих. Мы с ужасом думаем о войне, но часто очень спокойно относимся к страшному, бесчеловечному миру, который предшествует грозе и пролитию крови. И каждый из нас несет ответственность за всё страшное, что происходит вокруг нас. Никто пусть не говорит «Я жертва, я чист, я подвергся страданию, меня сломили события». Христианина не может сломить ничто, христианин никогда не бывает просто игрушкой окружающих событий, мертвой, бездушной. В нас живет сила Господня, и если мы этой силой не творим на земле правды Божией, мы делаемся подобны той соли, о которой Христос сказал, что если она потеряет солёность, то ни на что больше не пригодна — только выкинуть её на попрание псам — и таковыми мы очень часто бываем.
Мы часто замыкаемся в своей среде, стараясь создать тихую заводь, не замечая, что эта заводь в скором времени делается болотом. Мы не можем перед лицом случающегося снять с себя ответственность, которую несем вместе с теми, кто жил до нас и с кем мы связаны плотью и кровью, чьей плотью, костьми и кровью мы являемся. Мы не можем также только надеяться на то, что Господь нас защитит и упасёт. Он не для того создавал Церковь, чтобы она стала замкнутым, страшливым обществом людей, которые укрываются под Божие крыло. Христос создал Церковь для того, чтобы люди, облечённые Его духом вышли в жизнь, и ценой своей жизни, своего страдания, своих трудов, своей смерти создавали из поколения в поколение новый мир, где бы царствовала Божья правда. Недостаточно нам знать, что сотворил Господь — нам надо войти в этот труд и помнить, что Своим ученикам, посылаемым в жизнь, в языческий, безбожный, гниющий мир, Христос сказал, что Он их посылает, как овец среди волков, что Он их посылает, как Отец послал Его, для того, чтобы остаться непричастными неправде, нечистоте, оскверненности, безбожию мира, но вместе с тем в этот мир войти всей огненной любовью, всей готовностью жертвовать собой, всей силой человеческого духа, всем смирением перед спасающей Божией волей.
И каждый из нас обязан стоять так в этом мире; осуждать мир не наше дело, потому что за него мы несем большую ответственность, чем те, которые творят неправду. Кому много дано, говорит Господь, с того спросится много; нам дано чрезвычайно много и спросится чрезвычайно много. О других же Христос молился на кресте: «Прости им, Отче, они не знают, что творят».
И вот, мы живем в этом мире. Христос, входя в этот мир, сказал: «Я пришел спасти мир, а не судить мир», а нас Он посылает подобно тому, как Он послан Отцом: разве не ясно, КАК нам жить и чем? Каждый из нас в меру сил — пусть никто не считает эти силы меньшими, чем они есть – должен внести в этот мир сколько возможно любви, смирения, понимания путей Божиих, милосердия, сострадания и прощения – каждый! И каждый в силах это сделать, потому что достаточно быть обездоленным, чтобы предаться с верой Божьей воле, достаточно иметь что бы то ни было, чтобы разделить это с тем, у кого даже этого нет. А когда на нас находит предельная старость, когда находит на нас болезнь, когда сил телесных уже нет, тогда всё, о чем я только что говорил, остаётся при нас, и остаётся еще при нас горячая молитва о том, чтобы были прощены все неправды, чтобы помилованы были все люди, чтобы спасены были все.
Если мы не живем этим духом по отношению к окружающему нас миру, мы — вне Христова духа, и нам нечего обманываться: к нам тоже отнесутся слова Спасителя: Не всякий, говорящий Мне «Господи, Господи», будет принят Отцом Моим, но те, которые будут творцами слова, спасительного слова милости, прощения и любви… Наш мир для многих страшен, и даже многие из нас, кого не коснулась никакая страшность этого мира, со страхом живут, укрываясь от него. Этим мы не укроемся от Божьего суда: мы должны или трудом или молитвой, но всегда в духе Христова милосердия, во имя спасения мира, жить.
Вот, что перед нами, перед каждым, сейчас лежит неумолимым заветом Господним; поэтому соберем не только все силы духа, которых может оказаться очень мало, но и все крупицы веры, которые в нас есть, и предадимся в Божьи руки: пусть Он нами творит Свою волю. Но будем помнить, что эта воля будет всегда сотворена за наш счет, что мы должны принести жертву для того, чтобы другой кто-то получил прощение и новую жизнь. И это — в большом, широком масштабе и в масштабе самых простых, близких наших отношений. Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа.» — Клин: Христианская жизнь, 1999