Дорогие мои Отцы, братия и сёстры!
В исполнение неоднократно выраженного Экзархом Митрополитом Николаем желания об освобождении его от управления Экзархатом, Святейший даровал ему желаемое: свободу от тяготившей его административной работы, свободу предаться беспрепятственно молитвенному монашескому подвигу. Радуясь за него, получившего возможность уйти от суеты в молитвенное безмолвие, скорблю об уходе самоотверженного Пастыря, любящего Церковь и без остатка, отдавшего себя Ей. Молитвой, советом, участием в нашей богослужебной жизни мы остаемся неразлучными. Да управит Господь в мире путь инока, «избравшего благую часть, яже не отнимется у него».
Святейшим Патриархом мне поручено управление Западно-Европейским экзархатом, и я обращаюсь к вам, дорогие мои братья Архипастыри, Пастыри и дети Церкви Русской, с первым Архипастырским посланием: когда пять дет тому назад я услышал голос Церкви, призывающий меня к Епископскому служению, я хотел молить о пощаде, но зная, что Господь Церкви — Сам Христос, я склонил главу и с трепетом, но без сомнения, без колебания, не двоящимся сердцем принял предложенный Крест. Так поступаю и ныне. И приступая к новому труду, к новой, еще более острой скорби, вспоминается мне слово о Пастырстве, некогда мною прочитанное и глубоко врезавшееся мне в душу.
Вот оно: «Одна алчущая душа говорит мне: «Ты встретил Пастыря, и в твоих глазах светится жизнь… Скажи, что ты видел, чтобы люди вспомнили, что такое Пастырь». Но я не скажу ничего, всё давно сказано, и новые слова ничего на откроют тем, кто опытом не знает тайны распятия Пастыря; в непрестанном и личном единении со Христом заключена тайна твоего Пастырства, и это и есть первое его условие, а не твое личное совершенство… «Кто висит на Кресте, тот не думает о совершенстве» … а остальное — естественное следствие: «Аще вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» (Ио.12, 32-33); и так и ты, в твою меру, в меру твоего единения со Христом.»
«Меру твою, Пастырь, знает Бог; а мы можем только дивиться, видя, как Он доверяет, дарит тебе души, твоей молитвой вырванные из когтей смерти и ада… Тебе может Бог сказать: «Иди!» — и ты идешь, не зная ничего, кроме этого «’Иди!», и по полноте твоего послушания ни одна земная преграда не в силах остановить твоего шествия к единственной и потерявшейся душе, которую усмотрел для тебя Бог. И найдя её, Пастырь, ты служишь ей, во всем её убожестве, как Самому Христу… Это просто и очевидно, как и всякая тайна, чтобы те, кому дано, сразу узнали, а незнающие ничего на заметили.»
С этим словом о Пастырстве я и вступаю в новый путь своего служения, моля Вседержителя Бога даровать мне сердце чуткое, способное отозваться на всякое Его веление и на всякий зов страдающей человеческой души. Сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9), потому не о силе молю Вседержителя, а о благодатной немощи, рождающейся в сокрушенном, милующем сердце; молю о любви и смирении, как об единственном прочном основании Вечной жизни, как о самом содержании жизни христианской, как об единственном источнике ведения, премудрости и рассуждения.
Вас же всех, братие мои и сестры во Христе, молю о братской, искренней, живой любви, которая «всему верит, на всё надеется, никогда не перестаёт». О той любви ко мне и друг ко другу, которая «не бесчинствует, не превозносится, не ищет своего». Мы живем в грешное время, когда Бог производит суд над Церковью Своей, отвевает плевелы от пшеницы. В мире мало осталось истинной любви, колеблется надежда людей, непрочна и вера. Сплотимся же во имя Самого Христа и выйдем вместе в холодный, осиротелый мир в Духе Христовом, с непоколебимой верой, с пламенной и ликующей надеждой, и с Любовью Христовой, чтобы рассеялся вокруг нас мрак ненависти и недоверия, чтобы утешилась всякая исстрадавшаяся душа, чтобы и в нас увидав сияние вечной Славы, люди могли в надежде и радости поднять взор и воскликнуть словами пророка Исайи: «Ночь (мрак греха и ненависти) приходит к концу: загорается уже заря» новой вечной жизни!
Аминь.
Опубликовано: Вестник Экзархата 1963 № 41 стр. 12-13