Мы сейчас только что пели тропарь Воскресения: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробах живот даровав: пред нашими глазами — смерть, пред нашими очами — гроб; и, однако, победа над смертью одержана смертью и Воскресением Христовыми, и гроб уже не зияет ужасом для верующего. Как говорится в Ветхом Завете, смерть для человека — покой; мы больше не плачем без надежды — хоть плачем о разлуке, мы знаем, что смерть — это временный сон, сон для плоти, которая воскреснет в последний день, и время ликования для освобожденной души. Мы так глубоко, сильно переживаем судьбу людей, заключенных в тюрьмах; но какая тюрьма может быть уже, темней и страшней для живой человеческой души, для живой мысли, для чуткого сердца, чем болящее тело, которое разлучает человека от всех его ближних. Поистине, долго томилась в тюрьме, в плену Елена; и теперь Господь выпустил на свободу живую, чуткую ее душу. Все мы томимся в плену у тела, хотя не отдаем себе отчета в этом. Все самые высокие, самые глубокие порывы разбиваются о нашу телесность, об усталость, о бессилие, об обстоятельства, которые телом нашим обусловлены. И как дивно будет каждому из нас освободиться из этого плена и войти в свободу чад Божиих, когда дух наш, ничем не ограниченный, ничем не связанный, предстанет перед Богом, Который есть жизнь, Который есть ликование, Который есть любовь. И вот почему мы с такой уверенностью, перед чтением апостольского послания, можем провозглашать: Блажен путь, в который ты идешь днесь, душа, ибо уготовалось тебе место упокоения… И как бы предваряя наш крик веры словами древнего псалма, говоря как бы нам о своей собственной судьбе, усопшая говорит: Жива будет душа моя и восхвалит Тя!… Да, жива душа; настал не только покой, но ликование, настала свобода… Пусть Господь благословит вечным покоем Своим Елену, которая оставила за собой след глубокой любви, родила в нас глубокое уважение к себе, а теперь раскрывает перед нами эту тайну смерти, как тайну свободы…