Участники III Православного молодежного фестиваля, проведенного Синдесмосом в августе 1988 года, составили «Письмо к епископам Православной Церкви», в котором сформулировали волнующие церковную молодежь вопросы. Среди немногих епископов, ответивших на это послание, был митрополит Сурожский Антоний. Ниже приводится текст письма (с некоторыми купюрами), направленный членам Синдесмоса и подписанный: «Митрополит Сурожский Антоний с клириками и мирянами епархии».
…Все мы имеем склонность думать о разрешении каких-либо проблем — в терминах организации — путем создания организационных структур. Это ошибка. Только жизнь может создавать формы, структуры же должны выражать жизнь, а поэтому они должны быть достаточно гибкими и подвижными, чтобы соответствовать местным условиям и реальным нуждам. Даже церковные каноны — это мерило, прецеденты, на которых надо учиться, а не неизменные правила, загоняющие жизнь в устаревшие формы; они соответствовали тем ситуациям, которых уже нет, и теперь нуждаются в новом видении. Именно таким образом создавались каноны; некоторые из них выражают само существо Церкви, другие же имели отношение к конкретной ситуации в прошлом. Все мы должны глубоко вглядываться в конкретную ситуацию, в которой мы живем, и задаваться вопросом о том, какова воля Божия о нас здесь и теперь, учиться различать побуждения Духа Божия и различать действия Бога в нашем собственном времени и месте. Структуры так же не могут создать видимое единство Православной Церкви, как дипломатические соглашения не могут соединить разделенных христиан. Мы не строим единство, мы возрастаем в нем через все более полную и совершенную верность Евангелию, придавая всему временному, этническому, культурному, национальному важное и законное, но второстепенное значение.
Мы должны признать тот факт, что православные разделены между собой по нескольким признакам. Любить свой язык, культуру, свое наследие — вполне законно; отвергать других — тех, кто привержен своим собственным сокровищам, — нет. Молодое поколение находится в опасности: или уцепиться за прошлое своих семей, или же попытаться создавать новые этнические формы и тем самым перестать быть тем, чем были их родители, чтобы стать членами секулярного общества, в котором мы живем. Создавать такие формы, чтобы разрушить барьеры, — это не решение проблемы; это добавление новой к тем, что уже существуют.
…Судя по всему, вам не нравится слово «диаспора». Но оно точно обозначает положение дел: православным людям разных национальностей выпало жить во всех странах мира в качестве религиозного меньшинства; они в разной степени рассеяны — в одних местах живут поодиночке, в других объединены в небольшие или сравнительно большие приходы, слишком далеко отстоящие друг от друга, чтобы поддерживать контакты между собой. В отдельных регионах существуют епархии разной величины, окруженные гораздо более многочисленными не православными сообществами, так что православных всегда слишком мало или их присутствие слишком этнически выражено, чтобы стать одной из деноминаций в странах, где они живут.
И вместе с тем жизнь в диаспоре имеет и другой аспект — позитивный. Доминирующее положение наших Церквей в странах, откуда мы происходим, тесная связь Церкви с государством приучили нас думать в понятиях, совершенно чуждых ранним христианам, которые часто говорили о Церкви в терминах «собранной общины». Призвание Церкви заключается в том, чтобы возвещать Евангелие всей твари, чтобы быть подобной пригоршне зерна, которое далеко и широко разбрасывает Сеятель, сеющий семя, чтобы оно принесло плод везде, где упадет хотя бы одно зернышко. Русский философ Бердяев написал прекрасную статью в первые годы русского изгнания, где говорит, что мы, эмигранты, посланы Богом по всему миру, чтобы принести православие всем, кто его утратил или в нем нуждается. Апостолы, двенадцать человек и несколько учеников, не оставались на одном месте. Они разделились, чтобы возвещать Благую Весть сидящим во тьме. Будучи далеко друг от друга, они знали, что едины, поскольку они — во Христе и совершают дело, на которое Он их послал. Таково истинное значение слова «диаспора»: быть миссионерами, горсткой свидетелей. Чтобы соответствовать этому, не нужны особые структуры, но только чувство взаимного братского общения и искренняя, честная преданность служению Богу. И тогда различия в языке, культуре, этническом происхождении не являются препятствиями; наоборот, они обогащают наше возвещение Евангелия, делают его более человечным, более доступным во всем его богатстве и многообразии для всех, кто его воспринимает. Нас разделяет именно приверженность структурам. Множественность национальных юрисдикции не была бы фактором разделения, если бы ни одна из них не претендовала на первенство, не настаивала на правах и власти вместо того, чтобы привилегией считать более верное служение, если бы сотрудничество во всем было правилом. Мы до сих пор нуждаемся в епископах и священниках, которые говорят на национальных языках и поэтому могут окормлять тех, кто еще не имеет общего языка с другими православными, живущими на той же территории. Мы должны беречь наши языки, поскольку молитвы, духовные писания и богословские формулировки часто не могут быть адекватно переведены и требуют живого истолкования. Мы должны быть глубоко укоренены в нашей культуре, чтобы ценить, воспринимать и разделять культуру других. Однако мы не имеем права говорить о превосходстве нашего собственного наследия; напротив, глубокое его знание позволит нам разделить его богатства со всеми, кто может его воспринять.
Конечно, структуры необходимы для того, чтобы соединять наследников одной традиции, чтобы вдохновлять их действовать изнутри общего опыта, они нужны для жизни в таинствах и т.д.; однако структуры не являются чем-то самодостаточным. И менее всего их следует рассматривать или использовать как рычаги власти. В наших Церквах существуют и структуры подавления. Мы слишком легко забываем, что тот, кто выше всех, есть слуга всех, а не господин. Менее всего Церковь должна смотреть на окружающий мир с позиции власти, равно как и с позиции подчинения. Во всех человеческих взаимоотношениях Церковь должна быть совестью мира, каждого и любого общества. Она должна говорить правду с любовью, но ясно и недвусмысленно, без расчета, имея дерзновение критиковать или одобрять что-либо, не оглядываясь на те опасности, которые могут в результате возникнуть для нее самой. Вместе со всеми людьми мы должны участвовать в построении человеческого града, внося в это созидание то измерение, которое можем внести только мы, — измерение глубины, широты, святости, чтобы единственный истинный Человек, Господь Иисус Христос, истинный Человек и истинный Бог, смог быть первым Гражданином этого града. Града, соразмерного Граду Божию. Каждый христианин должен делать конкретный выбор, который может отличаться от выбора других, но все они должны быть нацелены на одно и то же — на создание не просто общества, в котором можно жить, но града настолько человечного, чтобы он мог стать истинно божественным.
Строить Град Божий — это значит отдавать себя Богу, отвергаясь как своей силы, так и слабости и позволяя Божией благодати свободно действовать в нас и через нас. Это и есть миссионерство, но не прозелитизм. Не пытаться сделать других такими же, как мы сами, но разделять вместе с ними преображающую радость знания Бога и общения с Ним, чтобы другие могли стать самими собой, настолько же непохожими на нас, насколько они уникальны в глазах Бога. Не через единообразие мы можем стать едиными, но благодаря тому единству, которое возможно только через уникальность, подобно тому как музыкальные ноты могут составить один совершенный аккорд, поскольку каждая из них является самой собой, не смешиваясь с другими, но и не соперничая с ними.
Я упомянул о существовании структур подавления, которые создают разделения и устанавливают ложную иерархию ценностей. Одна из таких, очевидно оскорбительных, структур должна быть разрушена — это положение женщин в Церкви. Православная Церковь уже сделала не одно неоправданное заявление по этому вопросу, но еще не начала думать об этом. Проблема воспринимается как внешняя, пришедшая из тех Церквей, которые «сбились с пути». Это неправда: проблема существует в недрах нашей церковной жизни. Ее надо увидеть и осмыслить по-новому; недостаточно ссылаться на традицию: традиция, смысл или истоки которой невозможно обнаружить, — это не традиция, а традиционализм, суеверная приверженность к предвзятым мнениям, недоразумение. Именно вашему поколению предстоит противостать этому злу, исходя из Евангелия и веры, дарованной нам Богом во Христе.
…Есть и другие вопросы в нашей Церкви, которые должны быть подвергнуты исследованию. Кого мы должны допускать ко крещению, то есть принимать в Православную Церковь? Кому может быть позволено совершить бракосочетание в Церкви? Как нам следует принимать обратившихся в православие? Готовы ли мы воплощать нашу веру в жизни или только говорить о ней? Отсюда возникают все проблемы христианской этики. Человек может быть еретиком в своих действиях, держась на словах за каждую йоту веры, — если в своей жизни мы лжем в сравнении с тем, что провозглашаем. Пост и аскетическая жизнь; условия и частота причащения; вопрос о том, как следует переосмыслить религиозное образование, чтобы оно перестало быть информированием и стало прикосновением к огню; а также многочисленные местные проблемы — все это является и будет областью вашей ответственности. В зависимости от того, как вы будете их разрешать, православие может стать одной из многих, далеких от действительности конфессий или вер, существующих в мире, или же его светом и вдохновением.
Пер. с англ. по изданию Syndesmos News, 1991, No. L.
Опубликовано: «Русская мысль» — № 4199, 27 ноября — 3 декабря 1997.