Мой вопрос о шизофрении. Не явно ли это духовная болезнь, не порабощение ли (победное) человека духовными темными силами? Может ли эта болезнь быть следствием духовных преступлений предков? встречались ли вам случаи исцеления шизофреников? Какие меры для компенсации болезни в качестве реабилитационных вы посоветовали бы как священник и врач?
Первое, что я хочу оказать с совершенной убежденностью: никакой болезни нельзя приписывать просто греховности, ни своей, ни своих предков, если не говорить о том, что все неладное, что совершается на земле, происходит от того, что человек первично, в лице Адама и Евы, отпал от единства с Богом. Но говорить о том, что шизофрения, рак или какая-либо другая болезнь непременно связаны с греховностью, нельзя. Бывает — и не так редко, — что Господь дает человеку болезнь как путь ко спасению. Мне вспоминается рассказ о том, как одного святого просили молиться об исцелении одного человека. Он помолился несколько дней, а потом пришел и оказал: Господь мне открыл, что я мог бы его исцелить, но Он мне открыл также, что болезнь дана во спасение и его, и других людей вокруг него… И в житиях святых мы находим целый ряд случаев, когда сами святые или просто верующие болели долгое время, не потому что они были грешники, а потому что это было путем спасения — не только личного, но и спасения людей вокруг. Я помню случай, когда один крестьянин 19-го века 38 лет лежал парализованный в деревне, у себя в хате — и был вдохновением и путем ко спасению целого ряда людей, потому что то, как он воспринимал свою болезнь, как он терпел страдания, с каким светлым, ликующим выражением лица он встречал всякого человека, было вдохновением для всех, кто только соприкасался с ним. Это одно.
Второе: есть место, которое может нас озадачить, но нельзя просто отметать, в писаниях святого Иоанна Кронштадтского. Говоря о душевных болезнях, он пишет, что есть души настолько хрупкие, что они разбились бы о грубость и жесткость окружающего мира, и Господь допускает, чтобы между миром и ими опустилась пелена психической болезни, чтобы они были отделены от того, что могло бы разбить их цельность. И за этой пеленой душа зреет и меняется, и человек растет. Это место мне особенно запомнилось, потому что я это видел на самом деле.
Много лет тому назад, когда я еще был врачом во Франция, был в нашей среде выдающийся иконописец, — и он начал сходить с ума. Его окружение, мать и сестра, поступили так, как многие поступают. Они не хотели его как бы «возбуждать», и когда он говорил, что чувствует запах серы или слышит какие-нибудь голоса, они делали вид, что прислушиваются, и говорили: «Да, да, на самом деле….» — тогда как ничего, конечно, не воспринимали, потому что ничего и не было. Болезнь его стала ухудшаться, и ко мне обратились с вопросом (как я сказал, я был врачом, и меня спрашивали как такового): «Вот, мы его кропили святой водой, он исповедовался, мы служили молебны, мы совершали помазание над ним, его причащали, и ничего не случилось. Он всё продолжает болеть. Что делать?» Я тогда посоветовал просто послать его в больницу на электротерапию. И я помню, с каким возмущением мне ответили: «Ты что, неверующий? Ты считаешь, что силой молитвы нельзя сделать то, что может сделать электрический шок? А что если в нем действует дьявол?» Я тогда ответил — чистосердечно, но и вызывающе: «Знаете, если в нем действует дьявол, электрошок дьяволу никакого вреда не принесет, а Г. может спасти»… Это было встречено с большим негодованием, но его всё-таки пришлось отдать в больницу. Я тогда там работал и его видел каждый Божий день. Он около года провел в больнице; он кощунствовал, бился, был совершенно невменяем, нельзя было войти с ним ни в какой контакт. А потом вдруг он пришел в себя. И когда он вышел из больницы, исцеленный благодаря медицинской помощи, оказалось, что с ним случилось то, о чем говорил Иоанн Кронштадтский: еще неопытный, еще не вполне созревший, хотя очень одаренный художник вышел из больницы зрелым иконописцем, каким не был раньше.
Это ответ на ваш вопрос о том, может ли медицина что-то сделать в отношение шизофрении. Если бы речь шла о грехах, о «возмездии» со стороны Бога, то никакие электрошоки не могли бы помочь. Нет, это была физическая болезнь, и мы не можем говорить о том, что всякая болезнь происходит от греха.