В своем послании собору я выразился очень резко о католичестве, о том, что мы не можем верить в дружелюбное движение со стороны католичества по отношению к православию, потому что цель католиков в силу их веры — поглощение православия и обращение всех в католическую веру. И тут я должен сделать некоторое различение, которое я не сделал в этом послании, потому что это был маленький параграф в длинном послании.
Я думаю, что нам надо различать две вещи: верующего католика, будь он священник, епископ или мирянин, который живет своей верой и который ею делится, потому что у него переполнено сердце любви к Богу и любви к тому человеку, с кем он говорит. И с другой стороны — Ватикан и управление. И это очень разные элементы. Я думаю, что доверять Ватикану и его представителям мы не можем, потому что единственная их цель — это размыть православие и превратить нас в католиков. Но общаться с живым католиком, будь то священник, епископ или мирянин, мы можем — на основании нашей общей веры. И, как я говорил, в случае войны или в других обстоятельствах мы можем вместе делать очень многое, мы можем сочувствовать друг другу, поддерживать друг друга. Но мы не можем сдаваться пропаганде Ватикана и обману, который представляет собой ватиканская политика.
Я выражаю здесь свое убеждение, не убеждение Русской Православной Церкви как таковой. Но я помню, несколько лет тому назад мне Патриарх поставил вопрос о том, как мы должны относиться к заявлениям Ватикана о том, что мы — сестры-церкви. И я ему ответил: Вы помните “Три разговора” Соловьева? О том, как одно лицо говорит: “Когда мне говорят: ‘я твой брат’, первый вопрос, который я ставлю, это: как твое имя? Авель или Каин?”. Это очень резко сказано, я не думаю, что римский папа является по отношению к православной церкви Каином. Но я хотел подчеркнуть то, что здесь речь идет о чем-то очень решающем и серьезном, и что мы можем вступать в разговор, мы можем иметь очень глубинное общение, но где-то мы должны знать, что за этим стоит церковная политика и что цель — обращение всего православия в католичество.