(Рядом с иконой) святого Серафима Саровского, память кото¬рого мы сегодня совершаем, лежит под стеклом небольшой лоскуток материи; это дар, полученный уже несколько лет назад, частицы той рубахи, которую святой Серафим носил, когда был застиг¬нут в лесу разбойниками и до полусмерти ими избит. Он мог защищаться, он был крепок телом, несокрушим духом, он был вооружен тяжелым топором; но по образу Христа, Который, как Агнец перед стригущими Его безгласен, наподобие ветхозаветного образа Христова Мужа скорбей, Который принимает не только унижение, но и биение и раны и смерть, без сопротивления отдавая Себя, и через это получая власть простить — так и Серафим дал себя в руки разбойников. До крови он поверил Христу; до готовности излить свою кровь и истощить свою жизнь он поверил Христу.
И эта капля крови его, которую мы видим на кусочке материи — сколько она вызывает дум и благоговения. Человек, подобный нам, сумел так поверить в любовь, в Божию беззащитность, в то, что Господь Себя нам отдал без остатка, без слова ропота, без дви¬жения руки, чтобы отвести удар, без молитвы, чтобы сила Божия Его избавила, что Он Сам отдал Себя другим. От нас такой жерт¬вы, такого мужества не требует никто; от нас ожидается, чтобы мы были верны, верны жизнью, а не смертью; никто не требует от нас теперь, чтобы мы кровью запечатлели нашу веру и верность Христу… А как мы бываем малодушны, испуганы, как легко мы за¬бываем, что мы Христовы, и прибегаем к мерам защиты своей жиз¬ни, своей чести, своего имущества, всего своего, которое не Христово, а принадлежит миру, духу язычества… Подумаем об этой капле крови и о том, что она говорит нам; не будем за нее восхвалять Серафима — ему наша похвала не нужна. Хвалить может тот, который сам, делом, а не только словом, прошел подобным, одинаковым путем, и изведав его трудности, может другого похва¬лить за то, как мужественно, как терпеливо, как прекрасно он прошел до цели. Наша похвала даже не выражает изумления, а толь¬ко удивление о том, что бывают такие люди…
И как жалко за себя, за нас всех, что мы теперь так измельчали, что удивляемся тому, что было таким обычным, таким естественным каких-то пятнадцать столетий тому назад; когда читаешь страницы календаря, видишь: здесь тысяч десять человек были сожжены в Никомидии; там тридцать человек потоплено в озере; там один человек умер одинокой смертью… Мужчины, женщины, дети не колеба¬лись отдать свою жизнь, отдать ее до конца, прожить ее по-Христову и отдать, вернуть ее Богу достойно своего христи¬анского имени… Сейчас никто не просит нас ее вернуть; но Хрис¬тос нас зовет к тому, чтобы мы ее прожили достойно Христа.
И вот, взглянем еще раз на этот лоскуток материи, на эту каплю крови, на этот лик святого Серафима, и поставим перед собой вопрос: А я? Как я отвечаю, когда передо мной стоит, не угроза даже, а насмешка? Как я отвечаю, когда передо мной стоит соблазн? Как я живу изо дня в день, когда меня кротко и твердо зовет Господь, и требовательно, соблазнительно, грубо манит темная власть? Где я стою?…
Помоги нам Господь вдуматься в это; в старое время люди стояли перед жизнью и смертью, когда они делались Христовыми; мы не стоим перед этой угрозой, во вся¬ком случае, еще нет; но они устояли, потому что для них Христос был — жизнь, а отойти от Него было немыслимо. А мы отходим, отходим — все время… Как это жалко, как это больно!
Для того ли жил Христос, для того ли Он умер , чтобы мы только дивились, и надеялись, что Его страданьем душевным, крестной смертью мы будем спасены от опасности и от себя самих? Не для того ли Он умирал, чтобы вызвать к бытию новый род людей, лю¬дей бесстрашных, людей, уверовавших в любовь, в ту любовь, которая свою жизнь отдает, не требуя ничего другого, кроме радости любить… Да благословит и помилует нас Господь; помните, будем все помнить: Он — путь, и Он прошел перед нами весь путь жизни, и Он имеет право свидетельствовать, что человек может этим путем пройти и силой Божией всё победить. Аминь.
Опубликовано: «Наблюдайте, как вы слушаете…» — М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2004. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»)