Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Указывая каждому из нас прямой и личный путь ко спасению, святой апостол Павел говорит: «Пусть каждый живет в меру того, что он по сей день познал…» Нам часто кажется, что для того, чтобы найти путь к спасению, для того, чтобы его достичь, нам надо знать очень многое. На самом деле достаточно знать одну вещь, но не умом только и не только отзывчивостью сердца, но всей силой жизни. Мы сегодня вспоминаем святого Павла Фивейского. Он нам может послужить образом того, сколь мало надо знать, чтобы спастись, и как много надо приложить труда для того, чтобы это знание стало жизнью. Он был простым крестьянином Египта во времена святого Антония Великого. Услышав в церкви евангельские слова о спасении, он решил искать спасения всей силой своей души, всей стойкостью своей, изо всех сил, и пришел к святому Антонию, прося его наставления. Святой Антоний ему сказал: «Путь спасения прост; воздерживайся в пище и питии, ограничивай себя в отдыхе и сне, трудись, и молись непрестанно…» Павел ему ответил на это: «Первые твои советы мне легко исполнить; я всю жизнь работал сверх своих сил, спал, ел, пил не вволю, и мне это осуществить нетрудно. Но как мне молиться?..» И Антоний ему ответил: «Сядь рядом со мной, будем плести корзины, и я тебя научу наизусть всей Псалтири…» Так они и сделали: сели, и начав работу, святой Антоний произнес первые слова первого псалма: «Блажен человек, который не идет на совет нечестивых…» Павел его остановил: «Позволь мне теперь походить и затвердить эти слова…» Он ушел, и так его Антоний многие годы не видал. Прошло много лет, и как-то в пустыне святой Антоний набрел на своего ученика: «Что же, — сказал он ему, — с первых слов моего наставления ты меня покинул?.. — Нет, — сказал ему Павел, — я тебя не покинул, но вот уже сорок лет я стараюсь стать тем человеком, который не ходит на пути нечестивых…» Он поставил святость целой жизни на искреннем старании осуществить ту единственную заповедь, которую он получил через Антония от Бога. На этих словах о том, что нет нам пути туда, где ходят нечестивые, что путь нечестивых — погибель, а путь Господень — жизнь, он построил весь свой подвиг в пустыне. Мы знаем непомерно много, у нас разбегаются глаза, когда мы ставим себе вопрос о том, как жить по Христову, как жить по Евангелию, — а было бы так просто поставить перед собой вопрос: «Есть ли во всем Писании, в том, что я читал на дому и слышал в церкви, есть ли такое слово, которое коснулось моего сердца, от которого я мог бы сказать, как странники в Эммаусе: «Не горело ли во мне сердце мое, когда Он, Христос, говорил с нами на пути?» Такое слово, которое озарило наш ум пониманием, и душу и волю сочувствием, и всего человека привело в какое-то благодатное состояние бодрости… Если бы каждый из нас нашел одно такое слово, такую заповедь, нашел такой образ из жизни Христа или святых и осуществил его жизнью, беспощадным и вместе с тем радостным подвигом — беспощадным потому, что в нас всегда будет косность, но радостным тоже потому, что это значило бы стать тем человеком, который уже понимает Христа, который с Ним — уже одна мысль и одно сердце и одна воля, — тогда мы могли бы жить тем, что мы уже познали, по слову апостола Павла, и жить творчески, глубоко, жить уже теперь общением, единством со Христом, и с радостью чувствовать, как подымается в нас заря новой жизни, как нарастает вечность, как делается она родная, как постепенно она разрывает то, что нас связывает с землей и делает нам смерть родной и вечную жизнь — желанной от всего сердца и от всего ума.
Аминь.