митрополит Антоний Сурожский

Память свмч. Макария

Владимирский собор в Киеве
20 декабря 1973 г.
Тема: Святые и святость   Место: СССР   Период: 1971-1975   Жанр: Проповедь

Радуюсь тому, что через 30 лет, после того, как я принял в постриге имя святого Антония Печерского, дано мне молиться в гра­де, освященном его жизнью, подвигом, святостью и учениками. Радуюсь и тому, что дано было тут с вами помолиться; благодарю вас и благодарю Бога, благодарю и Преосвященного Экзарха, с которым нас связывает теперь уже много лет знакомства и дружбы, за то, что он меня благословляет обратиться к вам, его духовным детям, со словом.

Когда мы стояли и молились во время акафиста перед мощами св. Макария, мне так ясно представилось, что не случайно акафист­ное пение называется «неседален», что во время этого пения мы стоим, стоим как бы как натянутая струна, к которой может прико­снуться божественная рука, и которая под этой рукой запоет, при­несет Богу хвалу, каждый по-своему, каждый из своего серд­ца, каждый издаст тот звук, ту мелодию, которую он мог бы прине­сти Богу.

Мы Богу молимся коленопреклоненно, молимся, поклоняясь Ему земно, в моменты, когда трепет нас охватывает о Его божественном присутствии, или когда вдруг пронзит нас живое чувство нашей гре­ховности, недостоинства нашего. Тогда мы падаем ниц, тогда мы ка­саемся земли, потому что мы чувствуем, что мы — ничто, а только пыль и пепел.

Но есть моменты, когда Господь как бы державным словом, твор­ческим и животворящим, велит нам встать перед Его лицом… Иов, в древности, много столетий до Христа, стоял перед Богом и ставил Ему, из глубины изболевшегося сердца, вопрос о правде земной жизни и о правде Божией. Не мог он примириться с тем, что он пере­жил, что он видел вокруг себя; он требовал от Бога ответа, и в какое-то мгновение Господь ему повелел: Встань передо Мной, препояшься и отвечай… И в это мгновение Иов предстал пе­ред Богом, как на суде; он Бога вызывал на суд: Ты ответь мне, объясни, оправдайся! И Бог, без слова оправданья, раскрыл перед ним судьбы и пути Свои. И когда Иов лицезрел эти Божии таинствен­ные пути, он только мог поклониться в благоговении перед Богом… Это был суд, суд над ним, но суд спасительный; он предстал перед всем величием Божиим, он лицезрел неописуемую Божию красоту, и он принял всё, всё без остатка…

Так и мы, стоим вместе со святыми перед Богом; и их присутст­вие, их жизнь, их смерть ставят перед нами вопрос: вот, мы, пла­чемся о нашей жизни, мы вопрошаем Бога — А правы ли Твои пути, Господи? За что? Почему? Зачем? Почему так страшно жить, почему так много скорби? Почему умирают любимые? Почему столько пролито крови?

А святые стоят перед тем же Богом, и иногда, вот в такие мо­менты, как сегодня, мы можем оторваться от своего тоскливого кри­ка и взглянуть на них, и мы видим, что они стоят, пройдя не толь­ко то, что мы переживаем, но путь иногда бесконечно более страш­ный; и стоят они во всей красоте людей, которые последовали за Христом и в Гефсиманский сад, в предсмертный ужас, и на Голгофу, на верную смерть, и в страшную богооставленность, которую Спаси­тель выразил, воскликнув: Боже Мой, Боже Мой, — зачем Ты Меня оставил?.. Прошли всё, и как нам говорит Священное Писание и в Ветхом Завете в одном из псалмов, и в Новом Завете, в книге Откровения, воскликнули Богу, уже на земле, из глубины скорби, из самой гущи своих страданий: Прав Ты, Господи, во всех пу­тях Твоих…

Они, это те, которые премудрость Божию оправдали еще на земле; когда они еще были жертвами, они не осудили Бога, не приписали Ему безумия, как часто люди делают, а познали Его бес­конечную премудрость и сказали, как Исайя, повторяя слова Божии: Мои пути — не ваши пути, Мои мысли — не ваши мысли; как мысли Мои — выше мыслей ваших, так и пути Мои выше путей ваших…

И вот мы стоим, вместе со святым Макарием, с сонмом русских святых, с тысячами православных святых: неужели от них мы не на­учимся стоять перед Богом уже на земле и оправдать Его во всех путях Его: Ты прав, Господи, Ты прошел перед нами весь крестный путь. Ты имеешь право не только призывать нас за Собой, но влечь нас за Собой, потому что все мы, которые Тебя любим, ради этой любви, чтобы с Тобой не разлучиться, готовы пойти любым путем, куда бы Ты ни пошел…

И действительно, Господь нас зовет; вот второе место Священ­ного Писания, где Бог взывает к человеку; в 6-8 главе пророчества Исайи, Господь, видя скорбь земную, обращает взор вокруг Себя и взывает: Кого Мне послать?.. И пророк встает и говорит: Меня, Господи…

И к нам всем, к каждому из нас, обращены эти слова; мир полон страданий, полон мрака, неведения, боли; и Господь нам говорит: Кого Мне послать в этот мир, возвещать утешение, возвещать Божию любовь, возвещать Божию победу во Христе и Духе Святом над всем тем, что разоряет человеческую жизнь, что губит радость, что уби­вает вечные души. Каждому из нас говорит Господь: Я посылаю те­бя — если ты только станешь во весь рост перед Моим лицом, и скажешь: Вот я, Господи, пошли меня… Или как Божия Матерь: Вот Я, перед Тобой, раба Твоя, Господи; да будет мне по воле Твоей…

И в течение христианской истории, не только тысячами — мил­лионами: и зрелые мужи, и хрупкие женщины, и дети шли на подвиг, шли, чтобы принести в мир капельку божественной любви, быть сви­детелями того, что Бог среди нас, не только невидимо, не только Духом Своим, а среди нас присутствием каждого христианина, при­сутствием христианской общины.

Кто-то из отцов пустыни, еще в 4-м веке говорил: Кто видел брата своего, тот видел Бога своего… Да! Каждый из нас — живая икона Божия, образ Христа Спасителя. Но Боже! Порой, какой изуродованный! Как страшно изуродованный… Но разве это основание, чтобы нам не признать икону? Если перед нами была бы икона, затоптанная, оскверненная — как благоговейно мы бы ее ок­ружили лаской; она была бы перед нами как мученица икона; она бы перед нами была, как распятый Христос. И вот, когда мы видим че­ловека, пусть изуродованного жизнью, мукой, скорбью, соблазном, разбитого, нам надо помнить: это икона, и я послан, чтобы её убе­речь, охранить, очистить, чтобы эта икона снова воссияла всей славой красоты, чтобы люди, глядя на неё, могли сказать: Я ви­дел Бога…

Есть место в Евангелии, в 9-й главе Евангелия от Иоанна, рассказ о том, как Христос исцелил слепорожденного. И слепорож­денный Его спрашивает: Кто Спаситель? Где мне Его найти? И Спаситель ему отвечает словами, которые нам кажутся такими про­стыми, а которые, наверное, так глубоко потрясли его душу. Он говорит: Ты Его видишь, Он перед тобой… Эти слова «ты Его видишь» для нас такие простые, мы все зрячи, но этот человек, до того, как открылись, чудом, его очи, не видел ни­чего никогда, он………/тьмой/, и первое, что он увидел, это лик Христа, лик Божий, лик Бога, ставшего че­ловеком; первое, что он увидал, это глаза Божьего милосердия, гля­девшие на него; это была ласка Божия, изливающаяся кротко, мило­сердно, сострадательно на него…

Каждый из нас мог бы быть таким ликом… Я помню женщину, на Западе, которая встретила одну из больших подвижниц прошлого ве­ка; и когда ее спрашивали: Как ты ее опишешь? Она отвечала: Я не видела черт ее лица, я только увидела ее глаза, потому что это были глаза, видевшие Бога; в них сияло что-то не земное — небес­ное…

И вот каждый из нас призван так углубиться молитвой, таин­ствами, верностью евангельским заповедям, чистотою сердца и ума, охранением тела, слова, чувств — всего в себе, так углубиться в общение с Богом, чтобы все, кто бы нас ни встретил, глядели бы на нас и задумывались: Что я видел сегодня такого, что еще ни­когда не встречалось на моем пути? Я видел взор небывалый; я ви­дел черты, в которых сияла неземная любовь, я слышал голос, ко­торый звучал, как правда небесная; я встретил свидетеля живого Бога…

Вот, почему, когда Господь нам говорит: Встань! — мы должны встать, как на суд, как Иов стал, с тем, чтобы очиститься, отбросив от себя все недостойное Бога и недостойное нашего свято­го христианского призванья; вглядеться в тех святых, которые пред­стоят перед Ним именно так, очистившиеся и пронизанные, сияющие вечной жизнью и благодатью.

И ждать мгновения, когда и нам скажет Господь: Иди! И нам тогда надо идти — не к любимым, не к счастью, не к радости, а туда, где Бога нет, туда, где радости нет, туда, где света нет, где правды нет; туда, где, может быть, Богу до сих пор не было доступа, и куда Он войдет нами, с нами, потому что мы — дети живого Бога, живые члены Христова Тела, место пребывания Святого Духа. Аминь.

Опубликовано: «Проповеди, произнесенные в России». – М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014.

 

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: нет