Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Как беспомощно мы себя чувствуем перед жизнью, перед самой простой человеческой жизнью и ее трагедией и сложностью и перед жизнью нашей с Богом… И как может нас вдохновить и обрадовать и утешить слово апостольское, которое я вчера упоминал, о том, что довлеет нам, довольно нам благодати Господней, что сила Божия в немощи совершается. Если не было бы так, то, ни за какое дело нельзя было бы взяться. Всё, казалось бы, да и было бы, вероятно, слишком для нас тяжело и трудно…
Приступает священник к божественной литургии; как мог бы он дерзнуть говорить такие святые слова; как мог бы он надеяться на какие-то свои силы, чтобы совершилось чудо и освятились Дары, и хлеб стал бы Телом Господним, а вино стало бы Кровью Христовой… Не своей силой, а силой Господней: в начале Божественной литургии, когда уже всё готово к совершению таинства, когда и священники помолились, и народ собрался, когда святые дары заготовлены и, казалось бы, теперь время священнику действовать, дьякон подходит к нему и говорит: «Время сотворити Господеви!» В греческом тексте это звучит как-то больше, чем у нас; в греческом тексте это значит: а теперь приспело время, Самому Богу, действовать… И действительно — что может человек? Как может он освятить эти дары? Как может он низвести Святого, животворящего Духа в среду верующих? Неужели его словами, его молитвами Дух Святой нас осенит? Дары станут Телом и Кровью Господними? Нет — но с нами Бог; Он — посреди нас; каким-то непостижимым чудом через Крещенье мы делаемся частицей тайны Христовой, каким-то чудом в миропомазании Дух Святой делает из нас храмы, место вселения Святого Духа. Как это дивно и непостижимо…
И вот мы празднуем сегодня Петра, митрополита Московского. Он сумел так раскрыться благодати Божией, что сила Божия беспрепятственно совершалась в нем. Любовь Божия охватила его душу, и он любил, умел любить не только простой, живой, трогательной человеческой любовью, но той великой, страшной нам порой, любовью Господней, которая живого Бога низвела на землю, ради которой Слово Божие стало человеком, Сын Божий вошел в ряды человеческие. И полюбив Божественной любовью, он смог раздавать нам дары божественной благодати; но опять — потому что сила Божия в немощи совершается.
Но, скажете: неужели достаточно быть немощным, быть слабым, бессильным, беспомощным, чтобы в нас совершилась сила Божия? Нет — если мы только слабы, если мы только беспомощны, тогда нас жизнь гнёт и ломит, тогда грех берет верх и побеждает. Не об этой слабости просто человеческого бессилия говорит Апостол. Он говорит о той слабости, которая рождается тогда, когда человек отдает себя, как ребенок, в руки Божии, когда он делается гибким, послушным, когда он даёт Богу действовать, не напрягая своих человеческих сил, в надежде, что человеческими силами он сможет делать дело Божие, а отдаётся Богу и даёт Богу действовать свободно. Может быть, пояснить это примерами.
Вот растет ребенок; приходит ему время учиться писать; и мать даёт ему в ручку карандаш, а ручку детскую берет в свою руку и водит ей; и пока ребенок не знает, чего от него ожидают, только с изумлением чувствует, что его рука свободно движется и так красиво выводит линии — всё хорошо; он тогда гибкий, он свободный, он отдался. Но вот в какой-то момент ребенку кажется, что он понял, что он теперь знает, чего от него ожидают, и он своими силенками начинает помогать, дергать карандашом туда, сюда — и уже ничего не выходит. Он приложил свою человеческую малюсенькую силу там, где он должен был бы отдаться… Так бывает и на море; парусная лодка идет; что может быть более хрупким на этой лодке, чем парус? — и вместе с этим, потому именно, что он такой хрупкий, гибкий, отдающийся, если его правильно направить, в него вольется струя ветра и понесет корабль к цели; а замени этот парус сильной, крепкой доской — она ничего не поможет. И тут, то же чувствуется: как именно от хрупкости, — но от хрупкости, которая себя свободно отдаёт, — зависит, чтобы сила Божия, как ветром мощным, Духом Святым, дыханием то бурным, то тихим заполнила этот парус и повела к цели. Вот о какой немощи, о какой слабости говорит Апостол.
Этого нелегко достигнуть. Просто быть бессильным, просто быть беспомощным — не так уж трудно; жизнь достаточно тяжела, чтобы нас сломить; но сломлен ты или нет, отдаться в руку Божию не всякий сумеет. Для этого надо учиться изо дня в день, учиться, просто прислушиваться к тому, что тебе говорит Господь; прислушиваться так, чтобы как можно лучше понять, а потом как можно проще, как можно более честно это исполнить. И постепенно наша жёсткость, наша кажущаяся сила начинает делаться гибкой. Христова Церковь не призвана к тому, чтобы быть мощной и победоносной внешне. Христос сравнивает нас и Свое учение, и Свою Церковь с солью, с дрожжами. Что может быть более хрупким? Вот бросили соль — она растаяла, её больше как будто и нет — а вместе с этим весь вкус пищи изменился. Бросили дрожжи тесто — как будто их не стало; а всё тесто сквашено, всё переменилось.
Так призваны и мы в жизни, быть. Утверждать себя, быть сильными, защищенными — не наше дело. Наше дело — отдаться в руку Божию с тем, чтобы Он нас сеял как пшеницу; а вы знаете образ, который Христос даёт: если не умрет зерно, оно останется одно; если умрет, то принесёт богатый плод. И здесь речь идет не о том, чтобы телесно умереть, чтобы быть убитым, уничтоженным, а о том, чтобы так соединиться с той средой, в которую мы брошены, чтобы уже самих себя не помнить, самих себя не утверждать: только быть и приносить плод.
Так умели жить святые; отдавать себя людям и Богу. И Христос нам дал пример, когда Он говорит, что Он, Сам, Свою жизнь отдает, никто у Него её не отнимает: свободной, вольной волей Он отдал Себя, провел: через ужас Гефсиманского сада, через внутреннее борение — потому что умирал-то Он не Своей смертью, а нашей; умер, на самом деле, на кресте, оставленный людьми и как будто таинственно, промыслительно забытый Богом — не Он ли воскликнул: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?.. Всего Себя отдал; всего Себя сделал послушным воле Отчей и жертвой произвола людей — и победил; потому что любовь как смерть крепка; она только может сразиться со смертью и победить. И воскресил Его Отец, Который Его сначала послал, было, на смерть (свидетельствовать) о том, что Его слово настолько истинно, настолько важно, что стоит не только жить, во и умереть за него…
И нас так Он посылает в жизнь, как пшеницу сеет, как дрожжи кидает в тесто, как соль прибавляет туда, где без соли было бы гниение. Неужели мы, после того, как нас так возлюбил Господь, откажемся Его полюбить ответной любовью и полюбить Его любовью, царствующей в нас, и нашего ближнего, всякого ближнего, каждого ближнего – не тех, которые вам дороги только, а тех, которые нуждаются в любви, чтобы воскреснуть? Вот, к чему мы призваны, призваны; быть теми людьми, которым Бог вместе со Своим Единородным Сыном поручил заботу о других людях и которым Он сказал, чтобы мы шли и жизнь свою отдавали. Иногда жить труднее, чем умирать. Нам надо научиться жить; любовью, немощью, но той немощью, которая крепка непобедимой силой Господней, как святые, как Петр Московский, память которого вас сегодня собрала не потому, что он умер, а потому что он жил и показал нам образ, как можно жить Христовым учеником. Аминь.