Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы сегодня храним с благоговением и благодарностью память Отцов Первого Вселенского собора, которые перед лицом лжи, поднявшейся на Христа, провозгласили веру церковную о том, что Он поистине — Сын Божий и Бог, равный Отцу и Духу.
Мы живем в век, когда вера, кажется такой простой и очевидной. Но она не всегда была таковой, и она не была таковой для многих; и вот, в это дальнее время, когда человеческий ум в ужасе предстоял перед непостижимостью Божественного Откровения, людям, искушённым земной мудростью, особенно трудно было принять Христа как живого Бога, непостижимого, не ограниченного ни временем, ни пространством, но, однако, пришедшего плотью жить среди нас, ставшего человеком, во всем нам подобным, кроме греха.
То же самое искушение из столетия в столетие стоит перед лицом всех, которые погружены в мысли о земле и не готовы встать перед тайной Божией и принять верой слово истины, Самим Богом сказанное.
С тем большим благоговением должны мы относиться к тем, которые в те дальние для нас времена, но времена, близкие к дням земной жизни Спасителя, сохранили для нас и провозгласили во всей славе эту веру. Благодаря им мы поклоняемся во Христе живому Богу; благодаря им мы знаем, что Бог непостижимый был человеком и всё человеческое принял на Себя, все освятил, все очистил, все сроднил с Богом таинственным и непостижимым.
С каким благоговением должны мы относиться к человеку и к тому миру, в котором это совершилось! Воплощение Христово, воплощение Слова Божия говорит нам о том, что человек настолько велик, что он не только может быть храмом Божиим, местом Его вселения, пребывания, но может сродниться с Ним так, как нам показано в чуде Воплощения.
И еще эта тайна открывает перед нами величие всего созданного мира, потому что не только Сын Божий стал Сыном человеческим, но Слово стало плотью, Бог не только стал человеком, но и соединился с веществом, созданным веществом нашего мира; и мы видим, что вся тварь создана Богом так, что она может, опять-таки, быть не только храмом и местом Его пребывания, но соединиться с Самим Божеством.
Если бы мы только могли это помнить, если только мы могли бы смотреть друг на друга и прозревать эти дивные глубины человеческие, озираться вокруг и видеть, что тварь призвана к славе Божией, тогда мы строили бы иной мир, иные человеческие отношения, иначе обращались бы с веществом этого мира; жизнь стала бы тогда благочестием и благоговением!
Вдумайтесь в это; апостол нам говорит, что мы должны не только в душах, но и в телесах наших прославить Бога; он возвещает, что придет время, когда Сын все покорит, и тогда, покорившись Отцу, Ему все предаст, и будет Бог «всяческая во всем»: работаем ли мы над тем, чтобы эта слава осенила, охватила, пронизала нас, каждого человека вокруг, всю тварь? Вступим в этот путь благоговейного, трепетного, но и ликующего о славе Божией созидания, и о славе твари созидания, и станем вместе с Богом строителями вечности. Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Клин: «Христианская жизнь», 2004, с. 129