Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сейчас мы вознесeм наши молитвы о добром пастыре и хочется мне напомнить вам слова апостола Павла, который говорит Коринфянам: «Печать моего апостольства вы есте». Что это за печать и что это значит для нас, для вас особенно, по отношению к отцу Николаю?
В древности мало кто умел писать, писал кто-то по просьбе другого, но достоверным это писание делалось тогда, когда тот, во имя которого было написано письмо, клал свою печать в конце этого письма, как мы кладем подпись. В тот момент это письмо приобретало всё значение, оно было убедительно, оно могло служить доказательством. И вот, когда апостол Павел говорит: «Печать моего апостольства есте вы», — он говорит о том, что, сколько бы он ни проповедовал, как бы он ни свидетельствовал о Христе, сколько бы он ни пострадал за это свидетельство, если это свидетельство не принято, если семя брошено на ветер, но не пало ни на какую почву, которая его примет с любовью и которая даст этому плоду тело, из которого произрастет клас, то всё его апостольство, всё посланничество его во имя Христово напрасно. Это только слова, которыми, может быть, в какой-то мере он оправдается, потому что он страдал за это слово, но эти слова из него подлинного апостола не сотворят.
И вот вы, духовные дети отца Николая, являетесь ли вы печатью его апостольства? Когда придёт день, когда откроются все тайны сердец, когда перед всеми и перед лицом Господним станет ясно, кто сеял, и кто был доброй почвой, но и кто остался почвой каменистой, и кто почвой мог бы быть доброй, но взрастил столько сорной травы, столько терний, что доброе семя заглохло, тогда станет перед всеми воочию ясно, грозно, грустно — а то и радостно — этот вопрос: явились мы или нет печатью этого апостольства? Несем ли мы печать этой личности, этого слова, этой жизни, этого примера, этого свидетельства, или же нет? И тогда грустно будет тем, которые слушали и радовались слову, но не оказались делателями. Будет грустно видеть, что напрасно это слово звучало вокруг них, и что они остались без того плода, который только может быть оправданием апостольства отца Николая и прославлением его.
Человек от плодов труда своего прославляется. Священник не прославляется от слов, которые он говорит, а от того, как эти слова, принятые в души человеческие, дают плод; и какая радость думать о том, что жизнь каждого из нас может иметь такое значение для человека любимого и почитаемого. Придет же время, когда мы все станем перед Божиим лицом, и как будет дивно, если прожив жизнь, которая делает нас достойными любви и радости Господней, мы сможем принести все эти плоды к ногам Христа и сказать: «Господи, я — только почва, слово сеял он, трудился — он, всё это принадлежит ему, это слава его жизни, это он должен воссиять в этой славе.
И когда мы теперь стоим и молимся об упокоении, о радости, о свете для этой души человеческой, мы ведь не просим Бога быть несправедливым и дать ему то, чего он не заслужил в жизни своей. Мы приходим свидетельствовать о том, что он не напрасно жил. Во-первых, свидетельствовать о том, что он посеял в сердца наши любовь, любовь неумирающую, любовь, которая всё углубляется, всё растет, всё очищается, всё светлеет и объемлет не только его память, но всех вокруг.
Свидетельствовать пришли мы тоже о том, что жил он, посеял доброе семя, и вот поле, которое он засеял, — а какое мы поле?.. И если поле это доброе и богатое, тогда жизнь, которая как будто прекратилась на земле, оказывается, никогда не прекращалась; эти плоды растут, охватывают новые и новые души; и жизнь и свидетельство пастырства и апостольства отца Николая продолжаются во имя Христово в вас, и через вас — всё далее.
Вот на чем основана сила нашей молитвы перед Господом, когда мы совершаем панихиду; если жизнь наша является свидетельством правды наших слов, тогда эта молитва как стрела бьет в двери райские, по слову святого Иоанна Лествичника. Но если наша жизнь не свидетельствует об этом, если она свидетельствует только о том, что человек жил, жил Крестом, жил на Кресте, и что мы прошли, слышали и забыли, — тогда наши молитвы теперь как недостоверны и как немощны; и пора, пора опомниться, чтобы наше свидетельство было свидетельством истины и жизни. Тогда наша молитва будет та, о которой говорит Христос в Евангелии: «Духом и истиной надлежит нам молиться, не словами одними, а всей жизнью своей».
Помолимся теперь от всей благодарной любви, от всего благоговения, но уйдем отсюда для того, чтобы принести такой плод, который оправдал бы слова молитвы нашей и сделал бы нас поистине той печатью апостольства, которой мы призваны быть. Выйдем из этого храма с тем, чтобы творить то дело, к которому мы призваны отцом Николаем; и помните, что среди вас есть такие, которые больше чем другие осиротели его смертью. Окружите их любовью, будьте милостивы друг к другу, и идите в мире, творя дело Божие. Аминь.
Опубликовано: Любовь всепобеждающая. Проповеди, произнесенные в России. — СПб.: Сатисъ, 1994