Мы сегодня вспоминаем всех на поле брани живот свой положивших, но не только их — всех, которые погибли в войнах и от ужасов войны. Те, которые участвовали в последней войне, могут себе яснее дать отчет в том ужасе, который представляет собой брань, искусственно созданная, взаимная ненависть, готовность убивать, убить друг друга. Если думать о войнах, которые опустошили христианский мир за последнее тысячелетие, с ужасом приходит на мысль то, что за этот срок между христианами было больше трёх тысяч войн, где одни христиане, помолившись Богу о победе, убивали других.
Но не только на поле брани погибали люди, в пожарах горели города и мирные жители. Пожары разрушали целые поля, хлеб, и люди умирали с голоду и, кроме этого, страшное действие было совершено, когда начались в ужасающем масштабе пленение людей, заключение в тюрьмах, концентрационных лагерях, изгнания, голодная смерть и жестокие, человеком наведенные пытки. Миллионы за последнее столетие погибли на поле брани и в последствиях от ран, но ещё большее число — как последствие человеческой ненависти, вражды. Когда думаешь о жертвах, кровью обливается сердце. Те из нас, которые это видели, никогда этого не забудут.
Но не только о жертвах идёт речь. Есть ещё преступники, которые были причиной войн, застенков, лагерей, пыток, ненависти. И думается, как они стоят теперь перед лицом Божиим? С каким ужасом они предстоят и представляют собой то, что ими было совершено, и чего они изгладить сами никак не могут. Один современный богослов, говоря об этом, сказал, что единственный, кто может спасти мучителя, виновного — это его жертва. Но, Господи, какое величие души нужно для того, чтобы человек, погибший в пытках, в страданиях, от голода, который видел, как умирают самые дорогие, родные ему люди — дети, жена, мать, — какое величие нужно, чтобы они обратились к Богу и сказали: «Прости им, Боже! Они не знали, что они творили». Нам это не под силу, только Бог может простить и жертва.
Но будем молиться, Господи, о тех, которые были жертвами всего ужаса земли за последние тысячи лет, но особенно за тех родных, которые участвовали в последних войнах, и в революции, и в последствиях ее. Будем молиться, чтобы Господь им дал вечное упокоение, утешил бы безутешных. Мы будем стоять со свечами, свидетельствуя этим, что, как на Пасху, мы верим в Воскресение Христово, в последнюю победу жизни и Бога. Но тоже, будем держать эти свечи как свидетельство перед Богом о том, что каждый этот человек, знаемый нами или незнаемый, человек, который был услышан или который остался безымянный для нас — для нас пример, что он оказался светом на нашем пути, призывая нас к подвигу, к любви, к жертве, остался бы, что он для нас был примером и призывом. Поэтому будем молиться во время этой панихиды от души, будем держать свечи в свидетельство Христу, что каждый из них зажёг в нас, подобно свече, искру сострадания, добра, любви, жертвенности. Будем молиться о том, чтоб Господь их упокоил в вечных селениях, и чтобы не повторилось бы это, что было так страшно в течение всей человеческой истории.