ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Хочу сказать несколько слов приветствия всем тем, кто на далеких просторах нашей Родины слушает наше богослужение.
О чем говорит праздник Воскресения Христова? Этот праздник говорит нам о том, что последнее слово не за смертью, а за жизнью. Христос умер на кресте страшной смертью, не только брошенный, оставленный людьми, не только преданный учеником, не только окруженный ненавистью, но и познав в Своем человечестве весь ужас потери Бога и этим приобщившись нам в самом страшном, самом ужасном, что есть в судьбе человека. «Боже Мой! Боже Мой! Зачем ты Меня оставил?» – воскликнул Он, умирая на кресте, разделив с нами (причем в такой мере, в какой мы сами его не переживаем) ужас последствий нашей измены Богу, которая влечет за собой потерю Его и смерть. Последнее слово не за этим, последнее слов за воскресением, за победой жизни над смертью, Бога над злом; и это — основание нашего ликования. Но путь, ведущий к воскресению, не иной, чем был путь Христов, и для каждого человека, и для всей совокупности церковной, и для всякого народа. Это путь крестный, путь, на котором человек шаг за шагом отказывается от всего, что его привлекает, от всего, что его порабощает, что его делает рабом, а не свободным человеком, отказывается от себя ради того, чтобы быть способным всем сердцем, всем умом, всей крепостью — да даже и всей немощью своей, и, если нужно, жизнью и смертью служить Богу и ближнему своему. Это — призвание наше.
Христос нам обещал соединиться с нами в таинстве Причащения. Он нам говорит в Евангелии: «Примите сей Хлеб, пейте все от этой Чаши…» Но до этого Он Своим ученикам другую чашу предлагал, вернее, иное условие ставил: «Если не будете пить Моей чаши, если вы не погрузитесь в ужас, который Мне предстоит, то вы не можете быть Моими учениками…» И это говорится нам, теперь, — не только нам, здесь собравшимся, не только верующим, находящимся на просторах нашей Родины, но всем, потому что это закон человеческой, а не только христианской жизни. Надо отказаться от себя, надо умереть так, чтобы ничто нас не привлекало кроме того, что являет достоинство человека, величие человека, чистоту, правду, истину его жизни.
И теперь перед Россией стоит этот вопрос: вопрос о том, чтобы каждый отказался от всего того, что его делает рабом предрассудков своих, рабом ненависти своей, рабом пошлого своего, рабом всего, что разделяет людей и восстанавливает одного человека против другого. Верующий ты или неверующий, христианин или не христианин, если ты ЧЕЛОВЕК, ты должен отказаться от ненависти, увидеть в другом человеке брата (пусть и заблуждающегося; хотя, может, заблуждаешься ты, а не он) и искать общего языка для того, чтобы возродилась Родина наша, чтобы воцарился на родине нашей мир, взаимная любовь; чтобы созидательная работа началась общими силами и верующих, и неверующих: и тех, кто вчера был гонителем и врагом и тех, которые вчера были мучениками и жертвами. Соединимся же все: здесь — молитвой, там — страшным подвигом самоотречения и принятия жизни Христовой вместо своей. Соединимся все для того, чтобы возродилась наша Родина, чтобы возродилась и Церковь наша, которая порой так низко падала в лице отдельных своих членов — и оставалась непорочной, чистой как Тело Христово. Потому что Церковь - это место встречи между Богом и человеком, и ничто не может ее осквернить; она — Тело Христово, Она — дом Святого Духа.
Каждый человек в темноте, во мраке своем несет искру вечной жизни, присутствие Самого Бога. Положим же все — молитвой, подвигом — начало доброе, и да воскреснет каждая душа, да воскреснет родина наша, да воскреснет и Церковь наша!
С этим приветствием обращаюсь я теперь от имени всех к Святейшему Патриарху (мы его здесь видели, и он говорил нам смелое, правдивое слово и о России, и о Церкви, и о себе): «Да благословит Вас господь в Вашем подвиге, Святейший Владыко, вместе с Богохранимою паствою Вашей, и все мы Вас приветствуем пасхальным приветствием: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!