Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Три события переплелись сегодня дивным образом. Мы празднуем Благовещение, мы ликуем в день Пасхи Христовой, и мы вспоминаем с трепетом, что в 1925 году в этот день скончался Патриарх Московский и всея Руси Тихон, причисленный к лику святых всего два года тому назад. Эти три события между собой для нас (для всего мира, но для России, может быть, особенно) связаны друг с другом.
Патриарх Тихон был избран на патриарший престол на грани самых страшных событий, которые когда-либо коснулись Русской земли: при начале революции. Человек старого времени, он прозорливо, с глубиной святости прозрел пути Господни. Он не восстал, — и он не покорился. Он стал во весь рост во имя Христово, и перед лицом того ужаса, который тогда творился, бесстрашно произнес свое святительское слово, призывая к покаянию тех, кто насилием, жестокостью притеснял и разрушал чужую жизнь, нераскаянных же отлучал от Церкви. Глубоко вгляделся он в тайны Божии, в пути Господни на земле, и твердой рукой провел Церковь через первые страшные дни революции. Но оком своим зрячим он знал, что готовится нечто еще более страшное. И на смертном одре почти последние его слова были: «Тьма, глубокая, беспросветная тьма!..» И эта тьма легла на Россию больше чем на 70 лет. Только теперь начинает она немного просветляться. Тогда, в те страшные дни, по слову Евангелия, свет Христов сиял и во тьме (Ин.1,5). Сонмы мучеников, сонмы свидетелей Христа, сонмы людей, которые возлюбили и Бога, и ближнего своего больше своей жизни, жили и умирали. И теперь мы с благоговением их вспоминаем.
Но какое место занимает в этом контексте Благовещение? Какое место, занимает Пасха, которую мы празднуем? Благовещение — это слово от Бога, возвещающее нам, что мир, который осиротел, потерял Бога, который, порой, Его отверг, этот мир, который тоской искал свой путь, был взыскан Самим Господом нашим. Бог стал человеком. Не иносказательно, а реально вся полнота Божества обитала телесно в Нем (Кол.2,9). Бог стал как бы частью нашего мира. Бог стал человеком, и через это всё ожидаемое нами уже свершилось. Бог и человек соединились раз и навсегда. Конец уже пришел, — и, однако, должен раскрыться в жизни каждого человека. И вот Благовещение нам говорит о том, что в ответ на тоску всея земли Бог ответил Своим приходом. Но земля должна была тосковать, должна была Его звать, должна была молить о том, чтобы разрешилось ее сиротство. И в некий день родилась на земле Дева, Пречистая Богородица, Которая Своим смирением, Своей открытостью Богу, Своей непоколебимой верой, силой Своего духа так могла призвать Бога и умом, и сердцем, и всем существом Своим, и как бы всей плотью Своей, что Бог стал плотью на земле, воплотился. Но какой подвиг понесла земля — тоской, страданием, горем, оставленностью, как она взывала о том, чтобы разрешился этот ужас!..
Так взывала и Русь святая, окованная в течение больше семидесяти лет: взывала о приходе Господнем, взывала о том, чтобы свет воссиял, чтобы Христос получил право жить на нашей земле, а Его слово — греметь на наших просторах. И это начинается. Открываются храмы, проповедуется слово Божие. Но каким подвигом земля Русская выстрадала этот дар Божий! И когда мы говорим сегодня о Воскресении Христовом, мы должны помнить, что перед Воскресением прошли семь дней страстей, наподобие которым Русь прошла через семь десятилетий. Воскрес Христос; и мы можем верить, что раз Он воскрес, раз принес Он вечную, победоносную жизнь на землю, то и на Русь вернется жизнь, восторжествует жизнь. Уже ощутимо и слышно, будто ледоход, ликует жизнь. Сегодня мы празднуем Воскресение Христово как праздник надежды уже исполнившейся, но которой мы должны приобщиться, которой мы должны открыться, в меру которой мы должны вырасти. Вдохновленные ею, мы должны, может быть, и жизнь положить, чтобы другие увидели свет Воскресения во всей славе на нашей земле.
И то, что я говорю о нашей Русской земле, можно сказать о всем мире. Он лежит во тьме, лежит в страдании, в скорби, в искании, в тоске. Мир потерял своей путь и ищет его с отчаянием порой, среди жестокости, вероломства, неправды. Миру требуется сейчас то, что привело Христа в нашу среду: открытость, крик к Богу, тоска по Нему. И вместе с этим, нужна наша готовность всю свою жизнь, всего себя отдать Ему на служение и войти, если нужно (и всегда это нужно), в страшную седмицу страстей Господних, чтобы жизнью и смертью заслужить не себе только, но и всему миру Пасху Господню, воскресение новой жизни, торжество правды, торжество истины, торжество любви. Аминь!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Опубликовано: «Московские ведомости». 1992. № 10-11.