Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
В Деяниях апостольских мы сегодня слышали, что, когда приближался праздник Пятидесятницы, Павел отправился в Иерусалим, чтобы быть вместе со всеми, кто в этот самый день принял Святого Духа. Он был единственный из всех, кто не был в Горнице, когда произошло это событие. Но Бог даровал ему подлинное, совершенное обращение сердца, и ума, и жизни, и подарил ему дар Святого Духа в ответ на его всецелую, предельную отдачу самого себя Богу, Которого он не знал, но Которому поклонялся.
Мы тоже находимся сейчас на пути к дню Пятидесятницы; на следующей неделе мы будем праздновать это событие. Павел на пути размышлял о том, что с ним приключилось в его путешествии из Иерусалима в Дамаск, а потом в даре Святого Духа по молитве Анании. Нам тоже, каждому по отдельности и всем сообща, надо задуматься о ВСЕМ, что Бог дал нам. Он дал нам бытие и вдохнул в нас жизнь; не только жизнь тела, но жизнь, которая делает нас сродни Ему: Его собственную жизнь. Он дал нам познать Себя Самого, Живого Бога, и дал нам встретить в Евангелии и на путях жизни Своего Единородного Сына, Господа Иисуса Христа в Крещении, в Миропомазании, в причащении Телу и Крови Христовой, в тайне безмолвного молитвенного общения, в минуты, когда Сам Бог близко-близко подходил к нам, хотя в то мгновение мы о Нем и не думали: Он дал нам ТАК много.
Проведем же эту неделю или хоть какие-то ее отрывки, размышляя о всем, что нам дано, ставя перед собой вопрос, действительно ли мы ученики Христа. Мы знаем от апостола Павла, ЧТО значит быть учеником. Павел сказал, что жизнь для него — Христос, а смерть была бы приобретением, потому что пока он в теле, он отлучен от Христа, Которого он любит, Который стал ВСЕМ в его жизни, не только временной, но на всю вечность. И, однако, говорит Павел, он готов жить, не умирать, потому что его присутствие на земле нужно другим… ЭТО была мера его приобщенности Христу; это так волнующе ясно из параллели между короткой фразой в Деяниях и другой фразой в Евангелии: и Господь Иисус Христос, и Его ученик говорят, что теперь они идут обратно к Отцу, что время их отшествия настало. Его жизнь во Христе созрела в такое отождествление с тем, что Христос означал, и больше того: с тем, чем Христос БЫЛ, что всё, что относилось ко Христу, стало приложимо и к нему. Поистине, для Павла жизнь была — Христос, и он тосковал по смерти, но он научился от Бога чему-то большему, чем эта тоска по свободе, по общению с Богом, Которому он поклонялся и служил с такой верностью; он узнал, что давать есть радость еще большая, чем получать: хотя он подучил так много, такого великого, такого святого, он был готов продолжать жить.
Святые услышали Христа, говорящего: «Никто не имеет любви большей, чем тот, кто отдает свою жизнь за своей друзой…» Павел, другие апостолы и бесчисленные святые вслед за ними отдавали свою жизнь, истощали ее изо дня в день, забывая себя, отвергая всякую мысль, всякую тревогу о себе, имея в помышлении только тех, кому НУЖЕН был Бог, кому нужно было слово правды, кому нужна была Божия любовь. Они жили для других; они давали так же щедро, как получили.
И мы тоже призваны научиться радости, ликующей, вдохновляющей, дивной радости давать, отвернуться от себя, чтобы быть свободными давать, давать на всех уровнях: самое малое и самое великое. И этому нас может научить только сила Духа Святого, которая соединяет нас Христу, сотворяет нас в единое с Ним тело, в тело людей, связанных друг с другом в их полной общности, единых с Богом, Который есть наше единство. И вот, задумаемся над всем, что мы от Бога получили, и поставим перед собой вопрос: что мы можем дать? Ему — так, чтобы Он мог радоваться о нас, чтобы Он мог знать, что Он жил и умер не напрасно. И что мы можем дать тем, кто вокруг нас, начиная с самого малого, самого скромного подарка самым близким, и кончая тем, чтобы дать всё, что мы только можем, тем, которым нужно больше. И тогда действительно Пятидесятница придет как дар жизни, который нас связует воедино, в единое тело, способное быть на земле для других видением Царства, но также источником жизни и радости, так, чтобы подлинно наша радость и радость всех, с кем мы встречаемся, исполнилась бы.
Аминь.