Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Перед исповеданием веры, перед тем, как мы все перед Господом свидетельствуем, что мы верим во Единого Бога Отца, и в Сына Его Единородного, пришедшего в мир Свою жизнь отдать за нас, и в Духа Святого, Который нам открывает Христа, с Ним нас соединяет и делает детьми Божиими, есть слова, которые священники произносят между собой и которые когда-то звучали по всей церкви: Христос посреди нас.
Теперь эти слова произносятся верой в невидимое и, однако, опытом познанное, чутьем известное присутствие Спасителя. Напоминают нам эти слова о том, как в вечер Своего Воскресения Христос стал посреди смятенных Своих учеников, им дал мир — и, верно, тогда ученики друг другу говорили: Христос посреди нас! Мы уже не сироты, любовь не побеждена. Бог не изгнан из мира, жизнь не пришла к концу — всё возможно: Христос посреди нас, снова, Он, живой, плотью, духом, любовью…
И когда мы эти слова произносим, с какой радостью, с каким благоговением мы должны бы это делать, и перед тем как мы произносим слова Символа веры мы должны помнить что и среди нас Христос, только, как апостол Павел говорит в одном из своих Посланий: Мы теперь уже знаем Христа не по плоти, а Христа Духом Святым… Мы Его знаем личным, глубоким опытом приобщенности, личным опытом молитвы, мы знаем Его так, как, может быть, ученики Его в тот момент еще не знали, мы знаем о Нем, что Он наш Бог, мы знаем о Нем, что Он — жизнь, которая переливается из вечности в нас. Мы знаем, что в Нем наше спасение, и в Нем воплотилась вся крестная, жертвенная ликующая любовь Бога.
И вот мы ждем в эти дни Рождества Христова, того дня, когда Христос плотью пришел в мир, когда Божественная любовь стала в Нем живым, личным человеческим присутствием. Как мы должны готовиться к этому! С какой любовью — ответной любовью, с каким трепетом души! Непостижимый Бог делается для нас близким, родным по плоти, человеком. Он — один из нас. Он рождается ребенком в человеческой семье, человечество делается таким необъятно большим, необъятно глубоким, что оно вмещает Самого Бога. И каждый из нас призван к этому, к тому, чтобы стать местом вселения Святого Духа, так соединиться со Христом, чтобы и мы были бы одним телом, одним духом, одним чудом усыновления Богу, сыновства.
И вот сегодняшняя притча нам напоминает об этом; праздник готов, Христос пришел в мир, нет преграды между Богом и нами, путь открыт — неужели мы не пойдем? Неужели мы, как эти люди, вспоминаемые в притче, будем отказываться, говорить: Господи, я же осел на земле, она моя!.. Или: У меня есть свое дело на земле! Или: У меня есть своя радость уже — какая мне другая радость, какое мне иное дело нужно?.. Неужели мы так ответим?!..
Подумаем об этом: Христос посреди нас; Он есть; но в праздник Рождества Христова мы особенно глубоко должны переживать этот Его приход плотью, человеческий приход живого Бога, и ответить на этот приход, который есть вступление Бога в область страдания, смерти, ограниченности, человеческой немощи для того, чтобы мы могли беспрепятственно придти на этот пир, который готов от века для нас, но двери которого теперь раскрываются.
Аминь.