Закхей был мытарь, т.е. собиратель податей и, по нашим понятиям, — коллаборант с занявшими Палестину римлянами. Он был человек богатый, у него была власть. Но у него было тоже чуткое, тоскующее сердце. Он не мог удовольствоваться тем, чем он жил. И услыхав, что Спаситель Христос проходит через Иерихон, Закхей захотел Его видеть. Но для того, чтобы Его видеть, ему пришлось подняться на дерево, потому что сам он был мал, мал ростом, и не видать ему Христа через толпу…
Мы должны задуматься над мужеством, которое Закхей проявил. Больше всего мы обычно боимся человеческого суда и пуще всего — человеческой насмешки. А вот человек знатный, один из первых людей своего города, карабкается на дерево, делается, вероятно, посмешищем для всех — потому что так его гложет желание увидеть человека, который говорит правду и который является как бы Правдой на земле. Это — первый шаг в нашей духовной жизни. В прошлый раз мы говорили о слепом Вартимее; от слепого мы теперь переходим к человеку, который хоть видит, но остановлен со всех сторон разными препятствиями. И раньше всего основным препятствием — тщеславием: как бы меня не осудили, как бы надо мной не посмеялись. Закхей преодолел тщеславие, потому что его воспламеняложелание видеть Христа, он жаждал этого; в порывеэтого желания он забыл о себе, забыл о суде человеческом, — и встретил Христа лицом к лицу.
Это очень важно для нас. Часто мы в жизни не делаем того, что должны бы сделать, только потому, что боимся человеческого суда. И мы забываем, что этот человеческий суд в другие моменты мы презираем. Ведь те люди, от которых мы ожидаем осуждения или похвалы, — это же не те люди, которых мы больше всего уважаем, почитаем или любим — нет, это те люди, которые могут посмеяться. Даже если мы их презираем, мы так часто их боимся, боимся этого смеха, этой насмешки людской. Мы можем это преодолеть, только если станем перед лицом собственной своей совести и сочтем, что суд этой совести, внутренней правды, который в нас говорит — важнее суда человеческого; и еще — если мы станем перед судом Самого живого Бога и поставим себе вопрос: перед лицом вечной правды, перед лицом просто правды человеческой и правды Божией, я могу, я должен так поступить — или НЕ СМЕЮ так поступать? И в тот момент, когда мы ставим свою совесть раньше суда человеческого и Божий суд — выше человеческого мнения, мы делаемся способными ожить и поступить право, без страха, без трепета, из глубины сильного и творческого убеждения. Будем бороться со страхом и будем бороться с тщеславием. (Если они не будут уничтожены), они могут разрушить на нашем пути все возможности к тому, чтобы стать человеком, достойным этого звания. Аминь.