Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Смерть таинственна, и она так же глубока и величественна и светлорождественна, как Божьи пути. Она так велика, что перед смертью человек должен вырасти в полную меру своего человеческого величия, в такую меру, что он может стоять перед Богом только в глубоком созерцательном и трепетном безмолвии. Перед лицом смерти и плач, и горе наши делаются слишком малыми для той тайны, перед которой мы находимся, и потому так торжественна и так полна веры и надежды, так богата любовью и благоговения служба отпевания человека. Каждое слово в ней это слово веры; первые слова ее: “Благословен Бог наш”; сколько нужно веры простой, честного доверия к Богу, чтобы перед лицом смерти порой близкого человека благословить Господа во всех путях Его, включая и этот таинственный путь, сколько нужно надежды и уверенности в Боге, чтобы, обращаясь к отошедшей от нас душе, сказать: “Блажен путь, в который ты идешь сегодня, душа, ибо уготовася тебе место упокоения…” Каждое слово нашего богослужения крепко и истинно только правдивостью этой веры нашей и этой неколеблющейся надежды, и живо это богослужение благоговейной, теплой, ласковой любовью, которой Церковь Христа, воплощенного Бога, окружает тело человека, теперь на время, до воскресения всех, отшествием его души.
Мы благоговейно и любовно отпеваем тело человека; этим телом человек вошел в мир, этим телом он воспринял все, чем этот мир богат, — и страшное, и дивное. Этим телом он приобщился к тайнам Божественным, — крещением, миропомазанием, причащением Святых Даров, соборованием, всеми чудесными действиями, которыми Бог вещественно сообщает телу, душе и духу человеческому вечную жизнь. Через тело была проявлена ласка и любовь, тело исполняло Христовы заповеди; телом мы встречались лицом к лицу. И поэтому с таким благоговением окружаем мы это тело, и уверены спокойной, глубокой уверенностью Церкви, что это тело, которое было неразлучно связано на земле с вечной судьбой человека, и в вечности восстанет во славе, когда все будет совершено по образу пути, Который есть Христос, Бог живой, воспринявший плоть от Девы, прошедший всю таинственную человеческую судьбу, сложившую Его смертью крестной во гробе, и победой воскресения вновь воспрявший, и вознесший тело, наше тело человеческое, нашу плоть человеческую в самые глубины Троичной тайны Вознесением Своим.
Вот почем мы с верой, с надеждой и с пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших, вот почему слова, которые когда-то сказал Христос вдове наинской, — “Не плачь!” — и к нам обращены; да — не плачь: человеку, после того, как Бог стал плотью, и воскрес, и вознесся, смерть уже не предел, а дверь, раскрывающаяся в вечность. И мы должны уметь забыть себя, забыть свое горе, сказать себе «отойди прочь», и созерцать то великое, что совершается теперь в вечной судьбе рабы Божией Ирины. Она сейчас вступает в путь всякой плоти, в путь всякой души, предстоит перед Живым Богом, в Которого веровала, на Которого уповала, Которого посильно любила, Которому поклонялась, от Которого получала жизнь. Это должно быть теперь содержанием наших мыслей и наших переживаний, и все, что меньше этого, должно быть отстранено хоть отчасти. Сквозь слезы мы должны уметь видеть сияние воскресения, и сквозь свою боль — победу Христа над смертью и вечную жизнь, раскрывающуюся для усопших.
Поэтому услышим сердцем, а не только слухом слова апостола: “Не хочу, чтобы вы были в неведении, и чтобы как неимущие веры вы убивались горем…” Перед нами не смерть, а начало вечной жизни. Поклонимся воскресшему Господу, поклонимся Христу Богу, пришедшему плотью, и проводим в покой временный и в благость вечную рабу Божию Ирину. А от нее научимся и как жить, и как умирать. Она своей смерти жаждала; много раз прощалась, говоря: “Может, не увидимся, потому что я скоро умру” — и перед последней исповедью сказала: “Мне нечего Богу принести, я принесу только всю себя; пусть Он меня возьмет и примет…” И так и сделал Господь; слава Ему во веки. Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа.» Клин: Христианская жизнь, 2004, с. 57