Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Годы тому назад, в конце 20-х или в начале 30 -х годов, митрополит Евлогий сказал, что праздник Покрова Божией Матери, который мы с такой любовью, радостью совершаем в Русской Церкви, отмечает духовную чуткость и, может быть, даже духовный гений русского народа. И эти слова его можно понять легко, если вспомнить то, что совершилось в этот день. Царьград был окружен славянскими народами, он должен был пасть, греки чувствовали, что никакой надежды не осталось у них. И Пречистая Дева Богородица явилась во храме, покрыла Своим омофором, Своим покровом народ, стоящий тут, и потом, после молитвенного обращения к Ней, молитвенного воззвания, вопля к Ней, русские ладьи, славянские ладьи, были рассеяны морем. Победа над нами явила славянам величие Божией Матери; забыли наши предки о том, что они оказались жертвами этого предстательства: увидели только любовь Божией Матери, милосердие и приняли Ее в свое сердце как Заступницу, Заступницу правды, Заступницу тех, у кого никакой больше не осталось надежды.
Мы можем также увидеть в этом событии место, связанное с сегодняшним евангельским чтением о том, что мы призваны любить врагов наших, быть милостивыми, как Отец наш небесный милостив. В каком это смысле? В том, что Божия Матерь предстоит перед Божественным Своим Сыном, Спасителем нашим, предстательствуя о нас, моля о нашем спасении, тогда, как Она знает — да и мы это знаем! — как мы недостойны Божией любви. Умирая, Христос молился о Своих неправедных судьях, о народе, который Его отверг, о воинах, которые Его распинали, о тех, которые окружили Его ненавистью и отвергли Его.
И можем ли мы сказать, что это относится только к прошлому, что в настоящее время мы, называющие себя христианами, являемся верными учениками, последователями Спасителя Христа? Разве ошибались Отцы Церкви, которые говорили, что мы каждым своим грехом, каждой своей неверностью, каждой неправдой, которую мы избираем или которой мы отдаемся, являемся частью этой распинающей Христа толпы. Молясь о нас, Божия Матерь молится о тех, которые были причиной распятия Христова, ради которых Христос был распят; но вместе с этим и тех, нас всех, которые участвуем активно, безответственно, предательски в распятии нашего Спасителя. Действительно, о Ней можно сказать, что она оказалась и оказывается из столетия в столетие Той, Которая подобно Отцу нашему небесному, Который свет Свой льет на без благодарные и на злые, Которая любит до смерти, до распятия, до разрыва души, до пронзания сердца мечами, о котором говорили Ей в день, когда Она принесла Спасителя в Храм, чтобы посвятить, отдать Его Богу и Отцу. Она действительно Та, Которая подобно Богу, подобно воплощенному Сыну Божию и сыну Ее, сумела любить, любить до конца, простить, — и не только простить, предстоять молитвенно о том, чтобы мы были прощены…
Вдумаемся в это, вдумаемся в то, что мы совершаем над Божией Матерью, над Ее сердцем, когда мы грешим: снова проходит через это любящее сердце, чистое, как хрусталь, меч; снова проходит в Ее сознании крест Господень . . .
Аминь.