Митрополит Антоний Сурожский

Последняя панихида по царской семье

16 июля 2000 г.
Тема: Святые и святость   Место: Лондонский приход   Период: 1996-2000   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Через несколько недель Собор Русской Церкви будет причислять к лику святых ново мучеников и стра­стотерпцев Российских, тех людей, которые за последнее полстолетия и больше свою жизнь отдали; и не только в вечность, но отдавали они ее в великом страдании, в муках, в терзании, ради Бога и ради своего ближнего.

Подготовлена была эта канонизация людьми, которые долго, вдумчи­во, благоговейно, молитвенно, с трепетом изучали жизнь и смерть этих людей. И вместе с ними, не называя никого, потому что тысячи имен нам неизвестны, мы будем вспоминать и тех, безымянных, которые так же, как они, отдали свою жизнь за Христа к за ближних своих.

Некоторые из них, многие, отдавали свою жизнь за Христа, за веру, были замучены и в застенках, и в тюрьмах, и в лагерях за то, что они верили во Христа, и предпочитали умереть скорее, чем отказаться от Него, от своего Бога, от Своего Спасителя, от Того, Кто так их возлюбил, что Он Сам Свою жизнь отдал, чтобы мы не сомневались в Бо­жественной любви, и чтобы нам открылись врата вечной жизни.

И Христос нам сказал: «Я и Путь, и Истина, и Жизнь»; и поэтому Пу­ти, во имя этой Истины, живя этой жизнью, которая в себе содержит го­товность умереть за Бога и за ближнего тысячи и тысячи пошли. Но Он сказал: «Я — Дверь.» Те, кто пойдут за Ним, войдут в вечные пажити, вой­дут в Царство Небесное как дети Небесного Отца…

Среди тех, кого будут прославлять, в которых вся Церковь увидела сияние Божественной славы, будут такие, как я сказал, которые за ве­ру, за Бога, за Христа, за Церковь свою жизнь отдали; но будут многие такие, которые отдали свою жизнь для того, чтобы не запятнать своей совести, для того, чтобы быть истинными учениками Христа, а, может быть, и многие, которые даже не знали Христа, отдали свою жизнь пото­му, что внутренний их голос им говорил о том, что они должны стать и быть и умереть, если нужно достойными  людьми; человек, в полном смысле этого слова, которым отдал свою жизнь за других, не ставя перед собой никаких других, порой возвышенных, вопросов.

Первые мученики Церкви Российской были Борис и Глеб, которые названы страстотерпцами; они не умерли за веру, но они умерли в вере своей. Никто не заставлял их отречься от Христа, от Бога, и поэ­тому они отдали свою жизнь для того, чтобы быть достойными учени­ками Христа Спасителя. Они могли защитить свою жизнь от брата, кото­рый хотел их смерти, но вместо этого один из них сказал: «Если чья-ни­будь кровь должна быть пролита, пусть это будет наша кровь.» И они были убиты и стали первыми страдальцами Земли Российской.

Мы будем вспоминать также и Государя Императора, и Царскую Семью и тех, которые по верности к ним, остались при них с готовностью раз­делять с ними страшную судьбу, которая грозила им с самого качала. Они умерли по вере своей, по вере в Бога, Который нас научил любить ближнего своего как самого себя, и, если нужно — жизнь свою отдавать для ближнего своего. Они умерли, потому что знали, что они в ис­тории русской представляют собой весь русский народ, и если русский народ, распятый безбожной властью должен страдать изо дня в день, а порой до смерти, то и они должны принять это страдание и эту смерть и быть перед Христом иконой многострадального, распятого рус­ского народа.

Поэтому многие из нас надеются, что они будут собором причислены к лику святых, будь они названы мучениками или страстотерпцами — это одно и то же, потому что мученик — это свидетель, а страстотерпец это тот, который подобно Христу принял страдание, крест ради своей веры в человека, в которого так поверил Бог, что Он его создал, что Он Сам стал человеком, что Он жизнь Свою отдал, чтобы мы могли ве­рить в достоинство наше как человека.

Поэтому сегодня, перед тем, как мы разойдемся, перед тем, как вы приложитесь ко кресту, я отслужу последнюю панихиду по Царской Семье и по тем, которые сейчас будут провозглашены святыми Русской Церкви. В последний раз, потому что в следующий раз, уже в августе, мы будем молиться им как прославленным святым Русском Церкви. Поэтому останьтесь на панихиду, держите в руках свечи, которые будут свидетелями перед всеми людьми, что вы в них видите свет, что они для вас были образом, что они — светила на пути вашей жизни, и что вы верите, держа эти свечи как мы держим их в пасхальную ночь, в воскресение, не только воскресение их и наше, но воскрешение в Боге и молитвами страдальцев российских нашей многострадальной родины.

Аминь.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: