Диктор: В Русской Православной Церкви сегодня совпадают два великих праздника: отмечается Благовещение Пресвятой Богородицы, т.к. этот праздник совершается 25 марта по старому календарю – 7 апреля по-новому и передвижной праздник – Входа Господня в Иерусалим. В 1963 году, когда эти праздники так же совпадали, митрополит Сурожский Антоний, тогда еще архиепископ Сергиевский Антоний, произнес праздничное слово.
МА: Два праздника сегодня совпадают: Вход Господень в Иерусалим и Благовещение Пресвятой Богородицы. И в этом совмещении раскрывается трагичность второго праздника. Дни бывают разные: иногда сердце так переполнено радостью, что руки не подымаются работать, мысль не лежит на обыденные дела, потому что праздник на душе. Но бывают другие дни: когда не подымается рука на труд, потому что сердце слишком полно скорби. И вот, эти два чувства сейчас переплетаются и в наших мыслях и сердцах.
Внешне Вход Господень в Иерусалим — торжество и победа. Многоликая толпа встречает Господа восклицаниями восторга, но мы знаем, что эта же толпа через несколько дней будет кричать перед судом Пилата: «Распни, распни Его!».
И такая же двойственность лежит в празднике Благовещения Пресвятой Богородицы. С одной стороны — радость, радость, которую ничто не может изгладить, никакая последствующая трагедия. Радость о том, что в ответ на воздыхания, на тоску и прошения всего мира и в силу святости Пресвятой Девы Богородицы Бог воплощается, делается Человеком, рождается в мир как его Спаситель, и что теперь Бог среди нас.
Но, с другой стороны, Благовестие о Воплощении Сына Божия есть страшная весть о том, что Он рождается в мир страдания и в мир смерти, и что на Нем исполнится страшный, неумолимый закон земли: грех одних, неправда одних всегда ложится страданием и мукой на невинных. Бог входит в мир Спасителем, но спасает Он мир Крестом.
И вот почему это сочетание двух праздников раскрывает перед нами такие глубины Божией любви, Божьего сострадательного милосердия. Вот почему мы так трепетно, теперь без недоразумения, теперь зная, что мы делаем, встречаем Господа на пороге Страстных дней, тоже — с ветвями, тоже — с победоносной песнью, но мы Его встречаем как Бога, ставшего Человеком. И теперь по любви Своей Грядущего на смерть для того, чтоб мы жили. Аминь!