Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы сейчас приближаемся к празднику Воплощения Сына Божия; о чем говорит нам это воплощение? Я начинаю говорить о нем уже теперь, потому что мы должны глубоко задуматься о том, что в нашей собственной жизни означает это пришествие Господа в человеческом облике.
В дни, когда Церковь была могущественной и славной, когда народы стекались в ее храмы, Бог представлялся великим и далеким, всемогущим и внушающим трепет. На многих иконах мы видим Христа в образе величественной, фигуры, а у Его ног — святые, маленькие, вне всякой пропорции с Ним, потому что эти изображения стремились передать величие Божие и малозначительность человека.
Но времена изменились, Бог больше не является господином всякого человека на земле. Как Он Сам говорит в Евангелии, Он — странник, Он тот, который переходит с места на место и ни одно место не может назвать Своим собственным, где бы Он мог приклонить Свою главу в безопасности. И наше взаимоотношение с Богом в каком-то смысле изменилось. Мы обнаружили Бога, Который не является властелином по образу великих правителей земных, но Богом, Который управляет любовью; Богом, Который готов на уничижение для того, чтобы быть для всех нас — и это Его собственные слова — слугой, и послужить нам так, чтобы мы достигли Царства Божия.
И этот Бог, в Своем смирении, в Своем вочеловечении одновременно открыл перед нами потенциальное величие человека; человек — не просто Божие создание, не просто Божия тварь, к которой Бог относится милостиво, сострадательно, с любовью. Если Бог мог стать человеком, это означает, что человек так глубок, так велик, так просторен, что полнота Божества может вселиться в человеческую плоть, и человек не перестаёт быть самим собой, одновременно общаясь с Богом, становясь Богом.
Вот то величие, к которому мы призваны, но которое есть потенциально наше собственное, в Боге. Бог раскрыл нам Себя как любовь, и Он раскрыл нам, что такое любовь, любовь Божественная, раскрыл это видимо, понятно и доступно всем. Взгляните на Вифлеемского младенца. Младенец родился в мир борьбы, опасности и ненависти; младенец беззащитный, разве что люди — мать, мужчина, немногие вокруг — защитят его; младенец беспомощный, беззащитный, отданный нам. Вот образ Бога, который мы открыли в Воплощении: Бога, Который настолько нас любит, любит такой абсолютной любовью, что отдает Себя в наши руки и предоставляет поступить с Ним, как только мы захотим. Здесь нам явлены одновременно простор, величие человека и незащищенность Божественной любви.
Задумаемся над этим в наступающие недели, которые ведут нас к Празднику Воплощения; поставим перед собой вопрос: готовы ли мы быть для Него яслями Вифлеемскими, местом, может быть единственным, где Он найдет Себе пристанище в мире, который стал безразличным или враждебным? Откроемся же Ему так, чтобы Он нашел приют в мире, Его отвергшем; и будем думать о нашем храме теперь не только как о месте славы, где обитает Бог, о месте таком святом, что мытарю было страшно вступить в него, потому что он был недостоин находиться в области святости; но станем думать о церкви, нашей церкви, как об одном из немногих мест, которые человеческая вера отдала Богу в прибежище. Теперь между Богом и нами существует взаимность: Он пришел к нам, и мы Его приняли; теперь в огромном мире, где, в глазах человеческих, Ему нет места, церковь стала местом, где Он дома, под нашей охраной, на нашей бережной заботе, в нашей любви. И потому и мы окутаны Его любовью, и вся сила Божия дана нам для того, чтобы быть спасенными; но также и чтобы выйти из этого храма в мир, который такой стал чуждый Богу, с дивной вестью, — вестью нашего Бога о том, что Бог есть жизнь, что Бог есть свет, что Бог есть сила, что Бог есть любовь не порабощающая, но себя отдающая.
Будем идти в мир, помня слова, которые Христос сказал о Себе Самом и которые даны нам не как приказание, а как путеводная звезда: нет большей любви, чем та, которая готова положить жизнь свою за ближнего своего.
Аминь.
Опубликовано: Соборный листок № 291/292, декабрь1995.