Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Одно из евангельских чтений заканчивается строгими, суровыми словами: Поэтому — говорит Христос — отымется у них Царство Божие и отдастся в руки народа, который принесет плод. Эти слова обращены ко всем нам без исключения, и лично, и ко всем нам вместе. Нам столько Богом дано: нам дано знать Его как Бога, а сейчас миллионы людей лишены этого дара, не только потому, что Христос Бог не проповедан в их среде, а потому, что всё делается, что возможно, человеческими силами при содействии сил темных, чтобы искоренить из человеческих душ не только знание о Боге, но способность Его воспринимать. Нам дано знать Христа, Сына Божия, пришедшего плотью в мир, ставшего человеком, освятившего всю видимую и невидимую тварь. Нам дана глубокая по мысли и по чувству Православная вера, дано всё Евангелие, дана Церковь, даны таинства, дана жизнь. И когда задумываешься над своей жизнью, делается так грустно за Бога и так грустно за себя: столько дано, и какой плод? Оглядываешься на свою жизнь, коротка она или нет, и видишь: столько можно было бы сделать, таким человеком можно было бы стать — и ничего не сделано… И человек стоит такой же обездоленный при этом несметном богатстве, такой опустошенный при такой полноте… И вот здесь звучат слова Христовы: Берегитесь, вам было всё дано — берегитесь, потому что приходит время, когда Господь оглянется вокруг Себя и увидит души голодные, души, истощившиеся в ожидании, души, кричащие Ему: Господи, явися нам! души, которые способны отозваться всей жизнью, подвигом святости, безмерным мужеством на зов Христов… Неужели придет такое время в жизни хоть одного из нас, а может быть, и всех нас, когда Господь скажет: С этого виноградника плодов больше не собрать, этот виноградник вымер; остается ему дать только высохнуть, и сжечь… И оглянется Господь, и даст Свое животвoрное слово, слово Истины, слово Жизни, тем, которые не знали, тем, которые за оградой нашей, как Лазарь бедный у ворот богача, и принесут плод, и прославят Бога, и то, что Он дал, воспримут не как должное, а как неожиданную радость, как милость непостижимую, и из благодарности поживут так, что имя Божие прославится среди людей… Неужели мы, которым столько дано, так ко всему привыкли, что мы неспособны отозваться душой на слово Христа, на слово проповеди, на голос нашей собственной совести, на крик изголодавшегося по любви мира? Задумаемся над этим словом, потому что суд Божий начинается с Дома Божия. Аминь.
Опубликовано: «Проповеди и беседы» – Париж: Сурожская епархия, 1995.; Календарь 1992 (Литва); «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат»,2014.