Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Я хочу обратить ваше внимание на два момента в сегодняшнем евангельском чтении. Во-первых, на заключительные слова Спасителя: если мы не сумеем послушать Моисея и пророков, т.е. то множество свидетелей, которые от начала времен нам говорили о Боге и о Его правде, то и Воскресший не убедит нас ни в чем… Казалось это таким непонятным словом тем, кто тогда его слушали, — но разве теперь эти слова не ясны для нас?? Воскрес Христос, явился в славе Своего Божества и во всей красоте и величии Своего человечества — и всё равно, мы, христиане, слышим Его слова, дивимся Его учению, поклоняемся Ему, и так далеки остаёмся от того, чему Он нас учил. Разве кто может в нас узнать учеников Христовых так, как можно было их узнать в лице ранних Его учеников и апостолов? Тогда печатью апостольства, печатью христианства была непостижимая для земли любовь христиан одного к другому, и любовь их крестная, жертвенная ко всему миру; они были готовы свою жизнь отдать для того, чтобы другой человек, им чужой, порой их ненавидящий, мог поверить в благовестие Христово и ожить новой жизнью… Как это далеко от того, что люди могут видеть в нас…
И это приводит меня ко второму, что я хотел вам сказать. Кто-то из древних сказал: Нет более страшного места отлучения, чем то место, где будут неверные христиане… Когда мы читаем эту притчу, мы всегда думаем о Лазаре и о богаче, и думаем о других; но что, если эта притча обращена к нам? Разве мы не похожи на этого богатого человека? Какое несметное у нас есть богатство духовного ведения! Мы знаем Бога; мы познали Христа; нам открылось Его учение, нам даны Его таинства, в нас обитает Его благодать, веет в Церкви Святой Дух — и мы всё равно остаёмся довольны собой, замкнуты, и стараемся жить привольно, богато этим богатством, которое Господь нам даёт… А рядом с нами тысячи и тысячи людей изголодались, готовы были бы покормиться крупицами, которые падают постоянно с нашего стола, — но мы им не даём: Православие принадлежит нам, вера принадлежит нам, всё принадлежит нам! А другие, у нашего порога, под лестницей нашей, у нашей двери голодают, умирают с голода, и не получают порой ни одного из этих животворящих слов, которым они могли бы жить… Мы знаем слишком много, мы слишком богаты; древние святые, которые не имели доступа к тому множеству книг, которые мы можем читать, иногда слышали одно евангельское слово и на нем строили святость целой жизни. А мы читаем, читаем, слушаем, молимся — и святость не вырастает среди нас, потому что мы скупы, как тот богач, который хотел всё себе сохранить и которому не жалко было другого…
И вот, нам Евангелие говорит о том, что умер бедный — может быть, просто изголодавшись у двери богатого, и ангелы унесли его в лоно авраамово, в рай Божий. Умер и богатый, — но ни один из ангелов не подошел к нему: схоронили его подобные ему жадные и богатые, схоронили его в сердце земли; умер он, и оказался перед лицом суда. И не потому, что он был богат, а другой — беден, не потому просто, что ему досталось светлое в жизни, а другому только горькое, а потому, что всё светлое, которое у него было, он жадно сохранил и ничем не поделился; и бедный — такой теперь богатый в вечности — не может поделиться с ним ничем…
Подумаем о нашем Православии, подумаем о богатстве нашем, подумаем о том голоде, который вокруг, среди инославных, среди неверующих, среди безбожных, среди ищущих и не идущих — и не останемся, как этот богач, чтобы и над нами не произнес Господь этот суд: Я же воскрес — и Мне вы не поверили!… Но какая радость будет, и у Спасителя, и у ангелов Божиих, и у Отца нашего Небесного, и Матери нашей, Богородицы, и у святых, и у грешников, если мы окажемся простодушными и щедрыми, и если всё наше богатство мы будем давать, давать, не стараясь ничего сохранить — потому что человек только тем богат, что он отдал по любви… И тогда и среди нас, и в наших душах откроется Царство Божие, Царство торжествующей, ликующей, всё победившей любви. Аминь.
Опубликовано: «Воскресные проповеди». – Таганрог: Издатель Е.А.Сухова, 2003.