Прочитанная сегодня притча о талантах — из целого ряда пророческих предупреждений и приточных сказаний Христа о грядущем Суде. Если прочесть всю 24 и 25 главы Евангелия от Матфея, откуда и взята сегодняшняя притча, то мы видим, что Спаситель предупреждает нас о трех основных опасностях, которые могут привести нас к суду не готовыми.
Первая опасность это беспечность, вторая — малодушие, а третья — жизнь, недостойная человека по чуткости и человечности. Беспечность описана Христом в трех притчах: первая — это беспечность благодушная, веселая, беспечность, которую мы считаем естественной. Христос говорит: «Бдите, потому что Суд, день Господень придет внезапно, как он пришел в дни Ноевы.» Тогда люди и пили, и ели, и замуж выходили, и ни о чем не думали большем, чем земля, большем, чем каждодневная их радость жизни, а суд Господень нарастал и в какой-то день разразился гневом и потопом. Будет и позже так: две женщины будут работать у жернова — одна возьмется, другая оставится; два человека будут в поле — один возьмется, другой оставится. Это беспечность такая нам обычная, привычная, родная, благодушная, веселая, радующаяся на жизнь и забывающая, что жизнь не такая плоская, а что она глубокая, бездонная, что она уходит в вечность.
Другая беспечность — злая беспечность, которая пользуется тем, что Бог как будто не спешит прийти на расправу. Апостол Петр говорит, что Бог медлит, потому что долго терпит о нас. В притче Господней, в этой 24-й главе, говорится о слуге, который был поставлен надзирателем над другими. Ему было поручено следить за ними, чтобы работы шли, чтобы всё было сделано, но тоже было поручено следить, чтобы им было хорошо жить в доме своего господина даже когда его нет, когда он сам не может видеть их жизнь и позаботиться о их нуждах. А раб этот подумал: «Не скоро еще придет господин, я буду пить, есть, веселиться, а рабов буду гнать и бить, я господин» — воображая, будто в его власти и в отсутствии господина его достоинство — господское. А господин вернулся, когда не ждали его, и застиг неверного раба в его неправде и изгнал. Это вторая беспечность — греховная, злая, которая тоже нам обычна. Мы тоже не спешим меняться на добро, потому что Господь за горами, а суд далек. Мы не спешим творить добро, потому что еще есть время, когда-нибудь, когда мы устанем от зла, то успеем еще к добру вернуться, а день Господень идет и идет на нас, и в какой-то день, в какой-то час — суд перед нами и мы перед судом.
Есть другая беспечность, которую Господь описывает в притче о десяти девах, из которых пять были умные, а пять безумные. Это беспечность сонливая, беспечность, которая не обеспечивает ничего, а надеется, что еще успеется, — жить еще успеется, любить еще успеется, исправиться еще успеется. Не придет же Бог во время ночной стражи, можно еще подремать, помечтать и когда-нибудь опомниться, когда придут какие-то предвестники суда. А суд приходит в ночи (потому что спящему всякий час — ночь) и застигает врасплох.
Вот беспечность веселая, добродушная, как будто и не злая; беспечность безответственная, злонамеренная, жадная, злая; и беспечность опять-таки страшно нам обычная — завтра всё успеется, а сегодня помечтаем. Это первая группа предупреждений Господних.
А дальше притча о талантах. Господь даёт каждому дарование в меру его сил и призывает его принести плод, плод такой же богатый, как богаты сами дарования. И часто мы ничего из этих дарований не делаем. Нам даётся ум, — но этот ум мы не обогащаем ничем; нам даётся чуткое сердце, — но это сердце остаётся только как возможность чуткости, а дремлет в себялюбии, коснеет; дается нам воля, порой сильная, — которая остаётся бесплодной, бесцельной. Много нам даётся, что мы храним, как Бог дал, а плода — никакого. Почему? Не всегда по беспечности, а порой потому, что нами овладело малодушие, трусливость. Нам кажется, будто для того, чтобы чего-то достичь, — и это правда — нам надо всем рискнуть; покоем, обеспеченностью, отношениями, жизнью, — всем или хотя бы чем-нибудь; и мы думаем: нет, верну я Господу то, что Он мне дал, но рискнуть потерять себя и ответить перед Богом — нет. А когда суд приходит, оказывается, что данное нам когда-то нашим же никогда не было, а всё время оставалось Господним. И Господь часто вернет это Себе и отдаст тому, кто был готов рисковать жизнью и покоем, и обеспеченностью, и всем телом и душой, чтобы принести плод, чтобы не быть заживо мертвым, но быть живым и животворящим. Вот малодушие.
И наконец, притча, о котором мы читаем перед самым Постом, об овцах и козлищах, о последнем суде. О чем этот суд? Не о том, что мы не имели великих каких-то откровений, а о том, что мы не были просто людьми, не могли сердцем человеческим, плотяным, живым отозваться на нужды, на горе, на боль, на опасность другого человека. Кто не может быть человеком на земле — не может быть человеком на небе. Кто в малом не может быть человеком, тот никогда не вырастет в меру Человека Иисуса Христа. Вот предупреждение Господне о суде: не о том, что Он придет и это страшно будет, а о том, что Он придет и будет так жалко и так больно, что мы прожили всю жизнь, так и не став человеком по трусости, сонливости, себялюбивой злобе или просто забывчивой беспечности. Суд о том, что мы проживем всю жизнь иногда, не заметив, что она глубока, просторна, что жизнь ключом бьет из глубин Божиих и уносит нас в эти глубины. Вот, в чем суд, вот, в чем предупреждение Господне. Вдумаемся в эти разные образы, опомнимся, и станем жить не узкой, бедной жизнью, которая вся заключена в тебе самом, а той просторной, глубокой, мощной жизнью, которая покоится на Боге, которая из Него получает источник безграничной силы и которая нас уносит в вечность, где всё имеет свое месте, где всё получает величие, потому что человек может себя перерасти и стать Богочеловеком по подобию Иисуса Христа, благодатью Святого Духа, любовью Господней.
Аминь. Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». – М.: «Гранат»,2014.