Мы рады уже в пятый раз приветствовать в стенах нашего Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына участников конференции, посвященной наследию одного из самых ярких проповедников и богословов русского зарубежья – митрополита Антония Сурожского. Мы рады, что эта конференция уже стала доброй традицией, как и порожденные ею семинары по наследию владыки, которые теперь регулярно, примерно раз в два месяца, проводятся здесь. Мы рады той дружбе и сотрудничеству, которая в итоге возникла между нашим Домом и Фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», совместной плодотворной работе по изучению, собиранию, осмыслению и популяризации наследия владыки..э
Наш Дом носит имя Александра Исаевича Солженицына, и поэтому митрополит Антоний особенно дорог и памятен нам еще и тем, что в годы гонений и травли великого писателя всегда занимал очень четкую и ясно выраженную позицию по делу Солженицына. Митрополита Антония смело можно назвать защитником русской церкви в годы антицерковной советской власти, молитвенником и печальником за нее. И хотя он не всегда мог говорить прямо то, что ему хотелось тогда сказать, все же и тогда, в годы гонений, он смог четко и последовательно выразить свою позицию по делу Солженицына, сумел постоянно и неуклонно проводить линию защиты русской церкви от советской власти. С особенной теплотой хочется отметить многолетнюю дружбу и общение митрополита Антония с еще одним учредителем нашего дома Никитой Алексеевичем Струве, первым издателем солженицынского «Архипелага ГУЛаг», человеком, еще в 1963 году написавшим книгу о положении русской церкви при советской власти «Христиане в СССР».
Митрополит Антоний известен, прежде всего, как блестящий проповедник и пастырь, очень многим людям помогший перевернуть и исправить свою жизнь — и помогающий до сих пор, потому что его слово остается все таким же живым. Но помимо общепризнанного пастырского и проповеднического дара владыки, есть еще один дар, не так ярко бросающийся в глаза, но не менее очевидный. Митрополит Антоний Сурожский является еще и одним из ярчайших богословов русского зарубежья, связавшим своей мыслью святоотеческое богословие и наследие древней Церкви с теми требованиями, которые предъявляет к богословию реальность сегодняшнего дня. Мысль владыки впитала в себя глубокое знание Предания Церкви, живое восприятие Писания, хорошую научную подготовку и образованность, знакомство с богатством богословской, научной, философской мысли и мировой литературы. И эта предельно насыщенная смыслами богословская мысль передана, как правило, живым и образным языком в беседах и проповедях, адресованных конкретным людям самых разных профессий и национальностей, разного уровня образования и социального положения, так что каждый из них может подчерпнуть из этой мысли что-то важное для себя самого. Это богословие непосредственно связано с реальностью: с реальностью традиции, с реальностью, в которой мы с вами живем, с реальностью восприятия каждого человека, слышащего слово владыки.
Мне бы хотелось искренне поблагодарить всех зарубежных и российских участников и гостей конференции за то, что смогли найти время, приехать и прийти к нам; и выразить глубокую признательность священноначалию за благословение. Очень хочется пожелать, чтобы работа участников конференции по осмыслению темы богословия и реальности в творчестве митрополита Антония тоже оказалась плодотворной и интересной, способной открыть новые перспективы, новую страницу в той работе по сохранению и изучению творческого наследия русской эмиграции, ради которой и задуман наш гостеприимный Дом русского зарубежья.