Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно благодарю Вас за приглашение принять участие во встрече, посвященной блаженной памяти митрополита Антония Сурожского. К сожалению, не могу приветствовать всех вас лично.
Впрочем, для этого ведь не всегда обязательно воочию видеть один одного. Реальность встречи тоньше и красивее, чем публичные манифесты. Апостол Павел говорит, что вера есть «проявление вещей невидимых» (Евр. 11:1). Вот так мы и встречаемся: в вере. Не видя друг друга очами, встречаемся сердцами.
Молитвенно приветствую всех, кому дорога память владыки Антония. Позвольте мне поделиться некоторыми мыслями, возникшими у меня в связи с темой нынешней встречи: «Богословие и реальность».
Что такое реальность? До тех пор, пока человек не встречает существенных препятствий в своей жизни, этот вопрос кажется отвлеченной философией. Но неудачи, болезни и скорби повергают человека в растерянность. Это хорошее русское слово – «растерянность». Оно говорит о том, что нечто потеряно. Можно сказать и так: утрачено чувство реальности.
С таким состоянием трудно бороться. Потому что привычные меры недейственны, а уныние и отчаяние стоят у порога. Так было с апостолами, после распятия Господа. Помните, как Лука и Клеопа печальные идут в Эммаус? Кому можно пожаловаться? У кого просить помощи? Все потеряно.
Интересно то, как Господь возвращает их к реальности. Начинает Учитель с обличения: «о несмысленные и косные сердцем». Он фактически принуждает их оставить ветхое восприятие происходящего, всякое саможаление и тоску. Упоенные собственным горем они могли бы оттолкнуть Незнакомца. Но, еще не узнав Божественного Авву, ученики внимают Его разъяснениям о случившемся в Иерусалиме. Они чувствуют жизнь в Его словах и с надеждой устремляются за Ним. Ветхий разум как бы приносится в жертву новому человеку, тому, кто верой рождается во Христе. Получается новая, пасхальная реальность.
Чтобы ее увидеть, недостаточно телесных очей. Вы помните замечательные слова из великого славословия, что поется на утрени: «во свете Твоем узрим Свет». Глядя на одну и ту же вещь, мы видим разное. Симеон Богоприимец в младенце увидел Бога. А соотечественники, удивляясь чудесам Господним, говорят: «Не плотник ли Он, сын Марии?» (Мк. 6:3).
Вот и мы смотрим на жизнь, на людей вокруг себя и видим каждый то, что хочет: кто плотника, а кто Богоявление.
Я хочу сказать, что Бог хочет быть узнанным. Все делается Им ради этого. Но история — это встреча двух свобод: и Божественной, и человеческой. Если человек всеми силами стремимся закрыться от Бога плотницким здравомыслием, то Бог остается непреложным в Своем поиске человека. Он и есть реальность. Остальное — это наши попытки приблизиться к Нему или спрятаться от Него.
С болью в сердце я смотрю на то, сколько сегодня создается лжи, чтобы человек забыл Творца. Но ложь — это ложь. Рано или поздно она пожирает саму себя. И человек либо пробуждается, либо гибнет. Нужно много пота и крови, чтобы омыть черноту лжи, ослепляющую душу.
Владыка Антоний был свидетелем правды. Это дар Божий. Мы все чутко различаем, когда человек пытается быть правдивым, старается быть искренним и когда эти качества естественно присутствуют в нем. Как у апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Вот и тянулись к нему, избранному сосуду Божию, люди. Ведь человеку, в конечном счете, нужен Христос Бог, а не чьи-то попытки быть нравственными, духовными личностями.
Так вот я думаю, что владыка Антоний прошел свой путь в Эммаус. Поэтому и горело его сердце, а его свидетельство веры было явлением реальности, которую он опытно пережил и которая сама обитала в нем.
Приветствую всех Вас, собравшихся почтить память митрополита Антония. Вашими трудами реальность мыслей и чувств Владыки, его трезвенная бодрость пребывает с нами. Ваши труды нужны людям. В том числе и потому, что этими трудами вы собираете людей, готовых продолжать его дело свидетельства правды.
Призываю Божию помощь на всех вас.
Митрополит Филарет (Вахромеев)