Приветствие Митрополита Минского и Слуцкого Филарета,
Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии
Русской Православной Церкви
участникам конференции, посвященной осмыслению наследия
митрополита Сурожского Антония
(Москва, 28 — 30 сентября 2007 г.)
Уважаемые участники конференции!
Прошло уже более четырех лет с того времени, как мы проводили в путь всея земли выдающегося архипастыря, проповедника и духовного наставника приснопамятного митрополита Сурожского Антония. Мне довелось, по благословению Святейшего Патриарха, вместе с духовными чадами владыки Антония совершить над ним заупокойную молитву.
Но у Бога все живы. Мы верим, что наши духовные наставники, ныне предстоящие престолу Божию, не оставляют нас своим попечением и молитвами.
Нам же, еще совершающим свое земное странствие, митрополит Антоний оставил обширное духовное наследие. Хотя Владыка Антоний был прежде всего проповедником, собеседником и душепопечителем, теперь многие люди знают его и как духовного писателя. Это стало возможным благодаря трудам его сотрудников, которым мы должны выразить свою особую признательность. Сборники бесед и проповедей митрополита Антония, отдельные публикации в различных изданиях, а также видеофильмы и аудиозаписи позволяют и сегодня слышать его слово, оказывающее глубокое воздействие на души и умы внимающих.
Весьма отрадно, что Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» совместно с Библиотекой-фондом «Русское Зарубежье» организовали нынешнюю международную конференцию. Сердечно приветствую всех собравшихся на эту встречу.
Владыка Антоний был одним из столпов русского церковного зарубежья. Но он не только хранил верность своей Церкви и ее вековым традициям, пребывая вдали от земли своих предков. Владыка Антоний использовал любые возможности, чтобы деятельно участвовать в церковной жизни в Отечестве. Он внес значительный вклад в процессы духовного пробуждения и возрождения еще в те годы, когда наша Церковь находилась в весьма стесненных внешних условиях. Имею в виду не только его проповеди, которые распространялись в записях, но и его живое присутствие: участие в церковных соборах, богослужениях, посещение духовных школ, личное общение с пастырями и верующими.
Велики заслуги митрополита Антония и в деле христианской проповеди в других странах, где он долгие годы выполнял миссию православного свидетельства, в том числе в контексте межхристианского взаимодействия.
Следует сказать также о богословском значении наследия митрополита Антония. Он не принадлежал к числу так называемых школьных богословов и не занимался специальными научно-богословскими исследованиями. В то же время он никогда не переставал трудиться над «продумыванием своей веры», говоря его словами. Вдумчивое прочтение творений Святых Отцов и Учителей Церкви в сочетании с личным духовным и пастырским опытом сделали его собственные богословские размышления в форме бесед и проповедей весьма ценным источником глубоких прозрений и точных замечаний. Это касается как учения о Боге, так и христианского понимания человека в его отношениях с Богом, тварным миром и другими людьми.
Мысль митрополита Антония питается верой и находит свое выражение в исполненном духовной силы, проникновенном слове. Этот дар он стяжал многолетним духовным и молитвенным деланием. Он был верен духу древнего церковного предания и в то же время всегда искал пути свидетельства человеку нашего времени — как человеку церковному, так и находящемуся лишь на пути к вере и Церкви. Это одна из наиболее ценных особенностей его опыта, которая должна стать предметом пристального внимания.
Другая важная черта его личности, которая, на мой взгляд, должна служить для нас примером, — это подлинная церковная культура. Владыка Антоний жил в средоточии современной цивилизации и при этом был устроителем Церкви: создал епархию, исполнял обязанности Патриаршего Экзарха, по благословению Священноначалия представлял Русскую Церковь на различных форумах и иных мероприятиях. Он глубоко понимал сам строй жизни Церкви и всегда чувствовал свою связь со всем церковным Телом, живущим в соответствии с определенным, внутренне присущим Церкви чином. Этот аспект мысли и опыта митрополита Антония также требует осмысления.
Духовный путь христианина, на котором он встречает Христа Спасителя, невозможно отделить от того евангельского свидетельства, которое совершает в этом мире Христова Церковь, объединяющая всех стремящихся к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп 3:14).
Приснопамятный митрополит Антоний являет нам образ именно такого христианина — устремленного к высшей цели в единстве и общении с другими, ближними и дальними. Пусть и впредь его пример вдохновляет нас на неустанный духовный труд взыскания той любви, которая, по слову Апостола, изливается в сердца наши Духом Святым (Рим. 5:8)
Помощь Божия да сопутствует всем вам в ваших трудах.
Филарет
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси.