Мною предпринята попытка подойти к осмыслению наследия владыки Антония с позиции понимания им отдельных видов отклоняющегося (греховного) поведения и борьбы с ним. В настоящей статье также рассматривается ряд других проблем, затронутых Владыкой в своих выступлениях и, как мне кажется, соприкасающихся с правовой «материей».
В последние годы в отечественной правовой литературе появились исследования, рассматривающие духовность в структуре детерминации (механизма) преступления (А.А. Тер-Акопов, А.И. Хвыля-Олинтер и др.). Так, криминологической наукой длительное время в значительной степени игнорировались причинно-следственные связи духовно-нравственного характера; в отечественной криминологической литературе, посвященной механизму конкретного преступления, вопросы о духовности как причине преступления, ее роли в механизме преступления не поднимались. Между тем, как свидетельствуют научные исследования по этому вопросу, духовность как социально-психологическое явление представляет собой «самостоятельное причиняющее начало, стоящее в одном ряду с материей и энергией»[3]. По мнению профессора А.А. Тер-Акопова, духовность — отношение более высокого уровня по сравнению с нравственностью, которая является составной частью духовности. Духовность как социально-психологическое явление рассматривается двуаспектно (позитивная и негативная духовность), к последней относятся такие формы поведения, как преступление, пьянство, наркотизм и некоторые другие.
Так, применительно к гомосексуальному поведению автор предлагает различать его (гомосексуализм) как психическое расстройство и «греховность в смысле разврата». Автор уделяет внимание особой значимости активной позиции каждого индивида в предупреждении разврата в современных условиях либерализации законодательства, пагубных влияний нехристианского общества и «гниющего христианского общества». Ценны для психологической науки и наркологии размышления митрополита Антония о сущности и различиях мистического (религиозного) опыта и состояния наркотического опьянения. Мысли автора о желании, поиске изменения сознания как одной из основных причин потребления наркотиков находят свое подтверждение в современных исследованиях этиологии наркомании[6]. Трезвость (в узком и широком смысле слова), по меткому определению митрополита Антония, является характерным свойством подлинной здоровой духовной жизни, основной чертой православной духовности. Интересны для психиатрии размышления Владыки как ученого о проблемах границы психической нормы и патологии. Взвешенный подход митрополита Антония (врача-хирурга в период Второй мировой войны) к сложной и многоаспектной проблеме эвтаназии не потерял своей актуальности и в современных условиях острой дискуссии о правовых и этических проблемах ее легализации. Выдающийся богослов указывает и на основное содержание профилактики греховного поведения: «жить, бороться стоит для того, чтобы победило в нас добро <… > если искать свободу, то ее надо искать именно в том, чтобы найти в себе образ Божий и постепенно в этот образ врастать <… > для того, чтобы сохраниться свободным <… > надо отдать себя под строжайшую дисциплину <… > чтобы не дать никаким страстям <… > быть принудительной силой»[7].
Именно с позиции объединяющей парадигмы и необходимо изучение феномена человека, в том числе его социально одобряемого либо антиобщественного поведения, ибо «человек создан из элементов материального мира и из элементов духовного мира, … он принадлежит к духовному миру, и вещественному <…> Но вместе с этим обе природы остаются собой»[10]. Другой великий христианский мыслитель XX века — П. Тейяр де Шарден в связи с этим делал далеко идущий вывод о том, что «эволюция, основанная на материи, не спасает человека, ибо все причинно-следственные связи, собранные вместе, не в силах дать ни грани свободы. Эволюция же, основанная на Духе, сохраняет в силе все установленные физикой законы»[11].
Действительно, российское общество на протяжении многих столетий было пронизано кровнородственными и патриархальными представлениями, что значительно препятствовало проникновению в него и распространению истинной христианской культуры. Исторически геополитическая ситуация в стране, необходимость консолидации перед лицом внешней угрозы способствовали тому, что государственность складывалась преимущественно в форме деспотии, в промежутках между устранением внешней угрозы жестоко подавлявшей собственный народ. В стране веками формировались отношения рабской подчиненности и непотизма, дух «лакейства» практически всех сословий, включая господствующие, по отношению к монарху (руководителю государства). Много лет назад великий русский религиозный философ и мыслитель В.С. Соловьев связывал возрождение России, расцвет русской нации с обретением веры в силу права и духовной свободы: «Одно только мы знаем наверное: если Россия <…> не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренне и крепко духовной свободы и истины — она никогда не может иметь прочного успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних»[12]. В таком же концептуальном направлении рассматривали спасительный для России путь знаменитые «веховцы» (М. О. Гершензон, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк и др.): «признание теоретического и практического верховенства духовной жизни <…> в том смысле, что внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия и что она, а не самодовлеющие начала политического порядка, является единственно прочным базисом для всякого общественного строительства»[13]. Современные российские ученые-юристы выступают за то, чтобы наряду с правом развивать духовность, добиваться формирования единого духовного поля как основы эффективности права[14]. Наш современник, митрополит Сурожский Антоний фактически выступил продолжателем этой позиции в плеяде выдающих представителей русской православной интеллигенции и еще более рельефно высказался по данной проблеме: «Мы потеряли сознание величия человека везде <…> для России… сейчас важно возродить веру в человека не как раба или работодателя <…> а как неповторимую личность. Нет человека, без которого вселенная могла бы обойтись, <…> нам надо постепенно внедрить в сознание людей абсолютную ценность личности»[15].
Как никогда, за последние годы упала ценность человеческой жизни в России, не преодолена страшная тенденция естественной убыли населения страны; повсеместным явлением стало нарушение прав и свобод миллионов россиян. Слова владыки Антония в защиту ценности Личности (как носителя совокупности прав, свобод и обязанностей) современны для сегодняшней России, в том числе с позиции осмысления и оценки как социально-политических перспектив развития нашего общества, так и в качестве некоего важного нравственного ориентира для развития теоретических политико-правовых концепций в области защиты прав человека.
Вместо выводов. В целях дальнейшего творческого осмысления наследия митрополита Сурожского Антония, популяризации и распространения православия в современном обществе, представляется важной дальнейшая духовная работа и деятельное участие сомысленников, коллег и духовных чад Владыки в направлении изучения и обсуждения актуальных проблем духовной жизни современного Православия, в том числе через проведение чтений (конференций) по обозначенной тематике, с обязательным привлечением к участию в них молодежи из светских и духовных учебных заведений России и Зарубежья.
[1] 1 Ин 3:4.
[2] См. подробнее: Шиманский Г. И. Учение святых отцов и подвижников Православной Церкви о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях. М., 2006. С. 18 и послед.
[3] А. А. Тер-Акопов Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. М., 2003. С. 418-473.
[4] Труды. М., 2002. С. 112.
[5] См. исследуемые и цитируемые в настоящей статье следующие работы митрополита Антония, опубликованные в издании: Митрополит Сурожский Антоний. Труды. М., 2002. «Тело и материя в духовной жизни», «Диалог атеиста с христианином», «Что такое духовная жизнь», «О свободе», «Вопросы медицинской этики»; он же: Труды. Кн. 2. М., 2007: «Церковь и Евхаристия», «Подвижничество», «Может ли верить современный человек», «Взаимоотношения Церкви и мира с православной точки зрения».
[6] См. подробнее: Практическое руководство по наркологии: В 2 т. / По общей ред. Н. Н. Иванца. М., 2001: Т. 1. С. 18-29 и др.
[7] Труды. М., 2002. С. 410.
[8] Мк 10:43-44.
[9] Российская газета. 2006, 28 июня.
[10] Человек перед Богом. М., 2001. С. 256-257.
[11] Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М., 1992. С.147.
[12] Соловьев В.С. Литературная критика. М., 1990. С. 294-295.
[13] Вехи. Репринт. изд. 1909 г. М., 1990. С. 23.
[14] О перспективах развития морали и права см. подробнее: А. А. Тер-Акопов. Христианство. Государство. Право. М., 2000, С. 31-56.
[15] О встрече. Клин, 2004. С. 65-66.