Харабет Константин Васильевич

Проблема борьбы с грехом в контексте предупреждения девиантного поведения человека в трудах митрополита Сурожского Антония

Мною предпринята попытка подойти к осмыслению наследия владыки Антония с позиции понимания им отдельных видов отклоняющегося (греховного) поведения и борьбы с ним. В настоящей статье также рассматривается ряд других проблем, затронутых Владыкой в своих выступлениях и, как мне кажется, соприкасающихся с правовой «материей».

 

  1. В современной социологии и криминологии (науке о преступности, ее причинах, личности преступника и путях ее предупреждения) под отклоняющимся — девиантным поведением рассматриваются некоторые массовые асоциальные типы поведения человека (преступность и иные правонарушения, пьянство и алкоголизм, наркотизм, суицидальное поведение, отчасти гомосексуализм, бюрократизм и некоторые другие), связанные с отклонением от общепринятых в обществе норм закона и морали. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие[1]. «Повреждение» духовности, духовная смерть души, согласно учению Отцов Церкви является следствием греха[2].

В последние годы в отечественной правовой литературе появились исследования, рассматривающие духовность в структуре детерминации (механизма) преступления (А.А. Тер-Акопов, А.И. Хвыля-Олинтер и др.). Так, криминологической наукой длительное время в значительной степени игнорировались причинно-следственные связи духовно-нравственного характера; в отечественной криминологической литературе, посвященной механизму конкретного преступления, вопросы о духовности как причине преступления, ее роли в механизме преступления не поднимались. Между тем, как свидетельствуют научные исследования по этому вопросу, духовность как социально-психологическое явление представляет собой «самостоятельное причиняющее начало, стоящее в одном ряду с материей и энергией»[3]. По мнению профессора А.А. Тер-Акопова, духовность — отношение более высокого уровня по сравнению с нравственностью, которая является составной частью духовности. Духовность как социально-психологическое явление рассматривается двуаспектно (позитивная и негативная духовность), к последней относятся такие формы поведения, как преступление, пьянство, наркотизм и некоторые другие.

  1. Духовность — компонент человека наряду с жизнью, здоровьем, психикой, интеллектом и др., то, что отличает человека от остального животного мира. По выражению митрополита Антония, «духовное не есть просто продолжение или высшее выражение душевного, совершенство душевного»[4], автор образно определял человека как «духовно-телесное» существо. Представляется, что без духовного сопровождения малоэффективна и задача предупреждения преступности и иных видов отклоняющегося поведения. При этом, с одной стороны, духовность делится на социальную и личностную; с другой стороны, значимость духовности двояка — она выступает в качестве объекта и средства профилактики. Так, по мнению А. А. Тер-Акопова, ведущая роль духовности в механизме преступного поведения заключается, во-первых, в том, что она служит основой формирования мотива преступления, во-вторых, управляет важнейшими физиологическими процессами. Примером воздействия на духовность как объект профилактики являются многолетние исследования специалистов Душепопечительского Православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского (руководитель — иеромонах Анатолий, в миру — доктор мед. наук, профессор А. Берестов), имеющих богатый практический опыт эффективного излечения больных от наркомании через «лечение» духовности посредством молитвы, трудотерапии и др.
  2. В трудах митрополита Антония убедительно прослеживается и развивается общий для христианского богословия подход к пониманию природы причин преступления, пьянства, наркомании и суицидов как проявлений греховности человеческой природы и разновидности греховного поведения[5]. Между тем толкование данных вопросов владыкой Антонием отличается характерной для него глубиной и непредвзятостью подхода.

Так, применительно к гомосексуальному поведению автор предлагает различать его (гомосексуализм) как психическое расстройство и «греховность в смысле разврата». Автор уделяет внимание особой значимости активной позиции каждого индивида в предупреждении разврата в современных условиях либерализации законодательства, пагубных влияний нехристианского общества и «гниющего христианского общества». Ценны для психологической науки и наркологии размышления митрополита Антония о сущности и различиях мистического (религиозного) опыта и состояния наркотического опьянения. Мысли автора о желании, поиске изменения сознания как одной из основных причин потребления наркотиков находят свое подтверждение в современных исследованиях этиологии наркомании[6]. Трезвость (в узком и широком смысле слова), по меткому определению митрополита Антония, является характерным свойством подлинной здоровой духовной жизни, основной чертой православной духовности. Интересны для психиатрии размышления Владыки как ученого о проблемах границы психической нормы и патологии. Взвешенный подход митрополита Антония (врача-хирурга в период Второй мировой войны) к сложной и многоаспектной проблеме эвтаназии не потерял своей актуальности и в современных условиях острой дискуссии о правовых и этических проблемах ее легализации. Выдающийся богослов указывает и на основное содержание профилактики греховного поведения: «жить, бороться стоит для того, чтобы победило в нас добро <… > если искать свободу, то ее надо искать именно в том, чтобы найти в себе образ Божий и постепенно в этот образ врастать <… > для того, чтобы сохраниться свободным <… > надо отдать себя под строжайшую дисциплину <… > чтобы не дать никаким страстям <… > быть принудительной силой»[7].

  1. Каким видит Иисус Христос представителей народа, находящегося в органах государственной власти: …кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом[8]. В публичных выступлениях митрополита Антония неоднократно присутствует напоминание об истинном евангельском предназначении различного рода начальников (будь то светских или церковных) — «слуг народа», рассуждения о правильной церковной иерархии как перевернутой пирамиде. Позиция Владыки (наряду с другими аргументами) указывает на духовную значимость решения задачи совершенствования законодательного регулирования вопросов государственной службы с позиции усиления социальной и правовой ответственности чиновничества перед обществом.
  2. Основательные, лишенные поверхностного религиозного экстаза, простые по форме и глубинные по содержанию рассуждения владыки Антония о вере и святоотеческом учении ценны с позиции интегративного методологического подхода в изучении человека в его биосоциальной целостности и рассмотрения вопроса «единства знаний» (сочетании научного и религиозного подходов в изучении человека и общества). Обзор современной литературы позволяет оценить в целом ситуацию в научном мире как постепенно осознаваемое понимание представителями научной общественности (независимо от отношения к религии и вере) необходимости включения в «научную картину мира» категорий и языка сторонников идеи Божественного Провидения и как следствие — необходимости принятия веры в качестве важного аргумента научного познания мира. Президент РАН академик Ю. С. Осипов по данному вопросу придерживается буквально следующей позиции: «Вообще взаимоотношение науки и религии очень деликатная тема. Но мне кажется, что серьезный ученый должен задуматься, каково соотношение между верой и знаниями. Хочу отметить, что довольно много очень известных ученых постепенно начинали осмысливать эту связь. Почему? Оказывается, что для миропонимания им не хватает знаний светской науки, как говорится, не удается убедительно замкнуть систему»[9]. В сближении двух типов мировоззрения, двух парадигм — естественно-научной и религиозной видится и решение главной задачи современной науки — создание объединяющей метапарадигмы и построение на ее основе нового мировоззрения.

Именно с позиции объединяющей парадигмы и необходимо изучение феномена человека, в том числе его социально одобряемого либо антиобщественного поведения, ибо «человек создан из элементов материального мира и из элементов духовного мира, … он принадлежит к духовному миру, и вещественному <…> Но вместе с этим обе природы остаются собой»[10]. Другой великий христианский мыслитель XX века — П. Тейяр де Шарден в связи с этим делал далеко идущий вывод о том, что «эволюция, основанная на материи, не спасает человека, ибо все причинно-следственные связи, собранные вместе, не в силах дать ни грани свободы. Эволюция же, основанная на Духе, сохраняет в силе все установленные физикой законы»[11].

  1. Мне представляется интересным изучение совокупности психологических и иных приемов (инструментария), используемых владыкой Антонием — пастырем в своей миссионерской деятельности. Общеизвестна убедительность слова Божьего, шедшая от проповедей, встреч и бесед, проведенных митрополитом Антонием за многие десятилетия пастырского служения, при этом аудитория его слушателей была самой разнообразной: воцерковленные люди, верующие — представители различных направлений христианства (католики, протестанты и др.), атеисты, адепты иных религий. Любая встреча православного архипастыря и невоцерковленного человека (а тем более — атеиста), столкновение «полярных» мнений, мировоззрений — это, очевидно, конфликт (с позиции конфликтологии — комплексной науки, изучающей конфликты, их причины, механизмы и разрешение конфликтов в человеческом обществе). Априори задача любого православного миссионера — распространение и прославление слова Божьего, обращение в православие новых чад. Владыкой Антонием (это сугубо личное ощущение автора, полученное от чтения и прослушивания проповедей Владыки) был выработан некий действенный подход к обсуждению любой сложной с богословской (конфессиональной) точки зрения проблемы: во-первых, изначальный отказ от нравоучений, менторского тона и превосходства над мнением и личностью оппонента; приглашение оппонента (аудитории) к обсуждению проблемы с позиции начинающего в вопросах веры (именно так многократно называл себя сам Владыка во время многочисленных встреч); обращение к тому или иному месту Священного Писания (сообразно теме); раскрытие проблемы через опыт Святых Отцов, учителей Церкви, и, как правило, свой личный (пастырский) опыт, зачастую полученный в кризисных условиях (война, болезнь, смерть). Углубленное изучение с этих позиций пастырского наследия митрополита Антония, по нашему мнению, весьма ценно, в том числе с прикладной точки зрения — с позиции опытного изучения инструментария, позволяющего мирно разрешить или предотвратить межличностный конфликт, возникший на религиозной основе.
  2. Владыка в своих проповедях выступал против внутреннего и внешнего рабства человека, но за истинного христианина. Бескомпромиссны и справедливы его слова, что нам еще предстоит стать христианами. Слишком далеки мы часто бываем от подлинного христианского поведения и исполнения Законов Божьих, ссылки на Заповеди и формальные обращения к Богу, звучащие из наших уст, — не больше чем слова, сказанные всуе, дань «традиции», проявление внешнего обрядоверия и не более того.

Действительно, российское общество на протяжении многих столетий было пронизано кровнородственными и патриархальными представлениями, что значительно препятствовало проникновению в него и распространению истинной христианской культуры. Исторически геополитическая ситуация в стране, необходимость консолидации перед лицом внешней угрозы способствовали тому, что государственность складывалась преимущественно в форме деспотии, в промежутках между устранением внешней угрозы жестоко подавлявшей собственный народ. В стране веками формировались отношения рабской подчиненности и непотизма, дух «лакейства» практически всех сословий, включая господствующие, по отношению к монарху (руководителю государства). Много лет назад великий русский религиозный философ и мыслитель В.С. Соловьев связывал возрождение России, расцвет русской нации с обретением веры в силу права и духовной свободы: «Одно только мы знаем наверное: если Россия <…> не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренне и крепко духовной свободы и истины — она никогда не может иметь прочного успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних»[12]. В таком же концептуальном направлении рассматривали спасительный для России путь знаменитые «веховцы» (М. О. Гершензон, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк и др.): «признание теоретического и практического верховенства духовной жизни <…> в том смысле, что внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия и что она, а не самодовлеющие начала политического порядка, является единственно прочным базисом для всякого общественного строительства»[13]. Современные российские ученые-юристы выступают за то, чтобы наряду с правом развивать духовность, добиваться формирования единого духовного поля как основы эффективности права[14]. Наш современник, митрополит Сурожский Антоний фактически выступил продолжателем этой позиции в плеяде выдающих представителей русской православной интеллигенции и еще более рельефно высказался по данной проблеме: «Мы потеряли сознание величия человека везде <…> для России… сейчас важно возродить веру в человека не как раба или работодателя <…> а как неповторимую личность. Нет человека, без которого вселенная могла бы обойтись, <…> нам надо постепенно внедрить в сознание людей абсолютную ценность личности»[15].

Как никогда, за последние годы упала ценность человеческой жизни в России, не преодолена страшная тенденция естественной убыли населения страны; повсеместным явлением стало нарушение прав и свобод миллионов россиян. Слова владыки Антония в защиту ценности Личности (как носителя совокупности прав, свобод и обязанностей) современны для сегодняшней России, в том числе с позиции осмысления и оценки как социально-политических перспектив развития нашего общества, так и в качестве некоего важного нравственного ориентира для развития теоретических политико-правовых концепций в области защиты прав человека.

 Вместо выводов. В целях дальнейшего творческого осмысления наследия митрополита Сурожского Антония, популяризации и распространения православия в современном обществе, представляется важной дальнейшая духовная работа и деятельное участие сомысленников, коллег и духовных чад Владыки в направлении изучения и обсуждения актуальных проблем духовной жизни современного Православия, в том числе через проведение чтений (конференций) по обозначенной тематике, с обязательным привлечением к участию в них молодежи из светских и духовных учебных заведений России и Зарубежья.

[1] 1 Ин 3:4.

[2] См. подробнее: Шиманский Г. И. Учение святых отцов и подвижников Православной Церкви о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях. М., 2006. С. 18 и послед.

[3] А. А. Тер-Акопов Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. М., 2003. С. 418-473.

[4] Труды. М., 2002. С. 112.

[5] См. исследуемые и цитируемые в настоящей статье следующие работы митрополита Антония, опубликованные в издании: Митрополит Сурожский Антоний. Труды. М., 2002. «Тело и материя в духовной жизни», «Диалог атеиста с христианином», «Что такое духовная жизнь», «О свободе», «Вопросы медицинской этики»; он же: Труды. Кн. 2. М., 2007: «Церковь и Евхаристия», «Подвижничество», «Может ли верить современный человек», «Взаимоотношения Церкви и мира с православной точки зрения».

[6] См. подробнее: Практическое руководство по наркологии: В 2 т. / По общей ред. Н. Н. Иванца. М., 2001: Т. 1. С. 18-29 и др.

[7] Труды. М., 2002. С. 410.

[8] Мк 10:43-44.

[9] Российская газета. 2006, 28 июня.

[10] Человек перед Богом. М., 2001. С. 256-257.

[11] Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М., 1992. С.147.

[12] Соловьев В.С. Литературная критика. М., 1990. С. 294-295.

[13] Вехи. Репринт. изд. 1909 г. М., 1990. С. 23.

[14] О перспективах развития морали и права см. подробнее: А. А. Тер-Акопов. Христианство. Государство. Право. М., 2000, С. 31-56.

[15] О встрече. Клин, 2004. С. 65-66.