Митрополит Антоний Сурожский

Проповедь митрополита Антония

30 июня 1996 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

 

Много раз в Священном Евангелии мы встречаем рассказ о том, как Христос  исцелил болящего либо по его собственной мольбе, либо по мольбе того, кто его привел к Нему. В сегодняшнем Евангелии мы слышим о том, как сотник приступил ко Христу с мольбой о том, чтобы исцелил его слугу. И этим он показал не только свои опасения (?), но способность на настоящее смиренное сострадание. Он не просил о том, чтобы исцелился кто-то, кто был ему  близок, родной, а просто о человеке, потому что этот человек страдал, и потому что ему нужна была милость Божия. И вера его действительно была такая крепкая, такая глубокая. Христос на его просьбу отозвался мгновенно: «Я приду к тебе сейчас, исцелю твоего раба». Но он себя считал недостойным того, чтобы Спаситель вступил под его кров. Он знал, что Спаситель может исцелить этого человека, даже не подойдя близко: скажи только слово, Господи, и он исцелеет. И на это Спаситель Христос отозвался, сказав всем, что такой веры Он не находил даже в Израиле. И вот ставится перед нами вопрос о том, каковы мы? Мы, как бы новый Израиль, новый народ Божий. Мы о Христе знаем то, чего не знали его современники, что Он – Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, что  Он  — Живой Бог, который стал человеком,  жил среди нас, дал нам пример истинной человеческой жизни, дал нам заповеди о том, как эту жизнь провести. И еще по любви к нам Себя не пожалел даже до смерти. Он отдал Свою жизнь для того, чтобы мы могли поверить в Его любовь.

Разве мы подобны этому сотнику? Разве мы способны сказать: «Господи, близкий мне человек или дальний страдает. Этого достаточно для того, чтобы Твоя любовь излилась бы на этого человека, даже если моей любви не хватает. Скажи только слово, и этому человеку станет хорошо, и не только в телесной болезни, но во всяком трагическом состоянии». Мы порой молим Бога, но мы молим Бога, не забывая себя самих, мы молим Бога о том, чтобы он поддержал, утешил, укрепил, исцелил, спас самых близких нам людей потому, что они нам так близки, потому что если Он это сделает, и мы как бы оживем душой. Этот сотник ничего для себя не просил, и Христос отозвался. Мы должны научиться так просить Бога о милости, чтобы ничего, кроме нашего сострадания к человеку не оставалось, ни тени не оставалось бы от нашего желания, чтобы нам через это стало тепло на душе и хорошо. И не всегда Христос отвечает даже на такой крик нашей души. И святитель Феофан Затворник, прославленный теперь, находящийся в лике святых, нам говорит о том, что порой Господь не отвечает на нашу молитву потому, что это надо, потому что этому человеку рано исцелиться душой ли, телом ли; рано,  чтобы прошло искушение; рано, чтобы прошло горе; рано,  чтобы прошла болезнь, и что наша задача в том, чтобы ему помочь созреть, окрепнуть и стать способным, я не говорю достойным, а именно способным принять от Бога исцеление, благодать новой жизни.

Подумаем об этом рассказе — это не притча, это быль. Подумаем о том, каковы мы перед лицом болезни или горя близкого нам человека или даже собственного нашего горя и болезни, и научимся отдавать себя на волю Божию, какова бы она ни была. А если воля Божия не в том, чтоб случилось то, о чем мы так всей душой, всем существом мечтаем, чтобы это было тоже — добрая Божия воля, и чтобы мы сумели отозваться на нее с благодарностью, а не с горечью, с терпением, но с терпением мужественным, радостным, потому что мы верим Богу и мы не сомневаемся в Нем.

Подумаем, проведем несколько дней с этой мыслью, и научимся ставить вопрос о том, кто около нас есть, кто нуждается в нашей молитве, и о ком мы молимся и не молимся, и каково должно быть наше положение по отношению к ним и по отношению к Спасителю Христу.

Аминь.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: