Митрополит Антоний Сурожский

Проповедь под Вознесение (у Ильи Обыденного)

26 мая 1971 г.

Произнесено на всенощной в храме святого пророка Илии (Обыденного), Москва.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Раньше, чем сказать вам несколько слов о сегодняшнем празд­нике, хочу передать вам привет, любовь, молитвы русских и нерус­ских людей, принадлежащих Русской Православной Церкви за границей, в Западной Европе. Молитвы их всегда с вами; любовь их к родной Церкви, к родной земле, к родному народу не гаснет, и передается она из поколения в поколение в скорби сердца и с горением сердечным. Примите этот привет от тех, которые почти полстолетия не прикоснулись к священной русской земле и не мо­лились в родных храмах, но которые перед престолом Божиим не­разлучно соединены с теми, кто одной веры и одной крови с ними.

Хочу теперь сказать вам несколько слов о сегодняшнем празд­нике. Господь, в Своем Евангелии, как повествует евангелист Ио­анн, говорит: Когда Сын Человеческий будет вознесен от земли, Он всех привлечет к Себе… И эти слова относятся к двум событиям в жизни Спасителя, Сына Божия, ставшего Сыном челове­ческим, братом нашим по плоти, как об этом говорит сам еванге­лист и как повторяют и Отцы Церкви.

Он был вознесен от земли на невысокий крест страданий; Он так возлюбил мир, каждого человека, каждую потерянную душу, что Он захотел нас ради принять страсти и смерть. И многих тогда сердца обратились к Нему, когда увидели, что Бог способен на такую любовь к человеку, что не стыдится стать одним из нас, облекается в нашу плоть, гаснет Его слава, принимает Он образ раба угнетенного и умирает, потому что Он так любит человека и так в него верит. Многие сердца обратились тогда к Нему, многие были тогда к Нему привлечены. Для апостолов это был решительный перелом их жизни, для сотника, который стоял у креста, это было откровение о Боге — а по их свидетельству родился весь христианский мир. Да, смертью Он привлек многих к Себе; но Он включил в эти Свои спасительные страсти не только тех, которые тогда сумели отозваться на божественную любовь и на божественную веру в человека. Распинаемый, Он мо­лился: Отче, прости им, они не знают, что творят… И в этой молитве Он собрал в Свое сердце тех, которые Его приг­вождали ко кресту, тех, которые Его предали, тех, которые Его неправедно судили, тех, которые Его били на судилище Пилата, тех, которые на Него клеветали; всех Он включил в эту Свою любовь. И когда Господь вознес эту молитву — неу­жели не услышал Отец? Он Своей кровью, Своим страданием, Своей смертью заслужил право прощать, и Он простил. И нет такого человека, который, так или иначе, не под защитой этой мо­литвы Господней: Прости им, Отче, они не знают, что творят… Не знаем мы, христиане, что творим, когда мы живем недо­стойно Евангелия; не знают гонящие Церковь, что творят, ког­да восстают на Живого Бога и на Христа Его. И всех объемлет мо­литва Христова: Прости им, Отче, не знают, что творят… И в этом отношении не некоторых только Он привлек к Себе, но Он как бы узлом любви связал всех и всех вознес молитвой к пре­столу Господню. Тайна спасения глубока; мы не знаем, что в последний час решит Господь о каждом из нас и о тех, в спасе­нии которых мы так легко сомневаемся…

Но Господь еще и иначе влечет нас с Собой, ввысь. В этот день Вознесения Господня Он человеческой, хоть и прослав­ленной, воскресшей плотью Своей вознесся на небо; и с Ним человечество наше вступило в таинственные глубины Всесвятой Божественной Троицы. Святый Иоанн Златоустый в одной из своих проповедей говорит: Если ты хочешь измерить величие чело­веческое, не взирай на престолы царей, не оглядывайся туда, где живут мощные, властные мира сего; вознеси взор свой к Престолу Божию, и там ты увидишь сидящего одесную славы Отчей Сына Че­ловеческого. Он нам явил нашу истинную природу, наше подлинное призвание, то место, куда мы призваны, — одесную Бога и Отца. Но путь — путь этот нелегок, хотя сила — не от нас, а от Само­го Бога. Не своей силой взойдем мы на небо, не своей силой об­ретём мы спасение. Когда апостол Петр спрашивал Христа: Кто же может спастись? — Его ответ был: Человеку это невозможно, но Богу возможно всё… Немощь наша не помешает нам подняться до престола Господня, пасть у ног Спасителя, испросить милость себе. Апостол Павел говорит словами Христа, ему сказанными: Си­ла Божия в немощи совершается… Не в той немощи, которая нам так обычна, когда мы ленивы, бессильны, когда мы не пользуем­ся той крепостью, которая Господу принадлежит и которую Он нам так щедро дает. Но другой силой, силой гибкой, послушной души, силой, которая заполняет человека, когда сила Божия че­рез него и в нем действует. Как парус, хрупкий, слабый парус, наполняется ветром и влечет за собой корабль, так и немощь че­ловеческая может быть преисполнена дуновением, дыханием Свято­го Духа, и повлечь нас к победе, к тому берегу, где вечная жизнь.

В немощи — да, сила Божия совершается; но для этого надо отдаться в руки Божии. Для этого надо отозваться сначала на то вознесенье Господне на крест, которое нам открывает любовь Господню к нам и свидетельствует, как Господь верит в человека, что Он готов стать одним из нас и умереть в уве­ренности, в победоносной надежде, что Его смерть отзовется в каждом сердце, превратит каждую жизнь из земной в небесную и каждого из нас в члена — живого, трепетного, хрупкого и однако непобедимого члена Тела Христова.

Одно нас может остановить: Вспомните рассказ в Евангелии от Иоанна, как когда Христос говорил на пути в Иерусалим Своим ученикам, что Ему надлежит умереть на кресте и воскреснуть, двое из них, забыв, не заметив, пройдя мимо страш­ной вести о грядущих страданиях Христа, подошли к Нему, помня только о Его победе, и стали Его просить, чтобы когда Он воца­рится, им было дано сесть по правую и по левую руку Его. Тогда Господь строго их предупредил, тогда Он им сказал: Мо­жете ли вы креститься тем крещением, которым Я буду крестить­ся? т.е. с греческого языка: Готовы ли погрузиться в то, во что Я буду погружен, в тот ужас, в который Я должен уйти с головой, готовы ли вы пить чашу, которую Я буду пить? Иначе сказать; раньше, чем вы сядете в Моей славе, готовы ли вы по дружбе со Мной, по любви со Мной разделить Мою земную участь? И они ответили: Да. Они опомнились тогда, что они просили себе покоя — кровью Христовой. Христос им напомнил, что если они с Ним едины, то они с Ним должны пролить кровь, пройти муку, принять крест, последовать за Ним, куда бы Он ни пошел: не только во славу — на плаху, в страшную Гефсиманскую ночь, на избиение у Первосвященника и у правителя Пилата. И так и нам говорится, словами Отцов: Про­лей кровь и примешь дух… Это кажется иногда страшными слова­ми; но если вспомнить победу Господню над крестом, победу над смертью, победу над злом, победу над ненавистью, Вознесенье во славе, если вспомнить несметное количество и муж­чин, и женщин, и детей, которые так поверили Богу, что они прошли Христовым путем — и мы можем устремиться по тому пути, с верой не в нашу силу, а именно в нашу немощь, зная, что потому мы непобедимы, потому Церковь НЕОДОЛИМА, что мы немощны, но что с нами Бог и что сила Божия в немощи совершается. Да будет так во веки веков!

Аминь.

 

Опубликовано: «Проповеди, произнесенные в России». – М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014

 

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: