Жизнь была бы и возможна, и глубока, если бы мы помнили древнее отеческое наставление — «Имейте память смертную». Если мы жили бы, помня, что любое мгновение может быть последним в нашей жизни, тогда мы каждое мгновение ценили бы совершенно иначе, каждый наш поступок оттенялся бы на сознании того, что он может быть последним, и каждое слово может быть последним. Это не значит, что мы жили бы в страхе, что мы жили бы постоянно под угрозой смерти и грядущего на нас неминуемого Божьего суда, но мы жили бы с напряжением. Вот около нас человек, которого мы любим глубоко, сильно, и он умирает. Когда мы сознаем, что смерть может его взять в любое мгновение, тогда как осторожно, как опасливо, по слову апостола Павла, мы живем, как внимательно мы живем. Мы знаем, что в каждом нашем слове должно найти выражение всё, что составляет богатство и глубину наших отношений, что каждое наше действие, каким бы оно ни казалось незначительным, может быть совершенным выражением глубокой, светлой, продуманной и прочувствованной любви. Всё тогда приобретает глубину и приобретает силу, потому что это может быть последним, и это должно быть совершенно прекрасным выражением всего, что есть в нашей душе. Так нам надо было бы жить всегда по отношению к каждому человеку около нас, потому что каждый человек может умереть в любое время, в любое мгновение, оставив за собой боль о том, что недолюбили его, не сумели выразить то, что было в душе. И так нам надо вступать в Пост. Это время, когда мы призваны оторваться от всего, что не дает жизни, что делает жизнь поверхностной, что ее делает запутанной, что отрывает нас от собственных наших глубин. Если бы мы только отдавали себе отчет в том, как значительна жизнь, как близка смерть, как все, что мы делаем, может стать прекрасным выражением нашей свободы от порабощения страстям, земле, и выражением нашей большой, дивной свободы, данной Богом; тогда можно было бы вступить в Пост строго, — потому что иначе в пост не вступают, — и отбросить в течение этого времени для начала, — а может быть и навсегда — всё, что не составляет подлинной пищи для сердца, для ума, для воли и всего, что направлено к жизни и к глубине жизни. Надо себя лишить многого; пусть каждый себя лишит всего, что не является необходимостью жизни, всего того, что есть развлечение, распыление, опустошение или что ложно заполняет пустоту, которая зияет в нас, потому что мы пусты и мертвы. Если нужно, встанем перед лицом этой пустоты без помощи того, что нас ослепляет, и будем помнить, что за это время мы будем жить или умирать; ибо жизнь в том, чтобы укорениться в Боге, жизнь в том, чтобы ожить Божьей силой, Божьей благодатью — а для этого надо оставить прочее, что у нас отнимает жизнь и силы. Аминь.