Митрополит Антоний Сурожский

Прощеное воскресенье

16 марта 1986 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Из «земли чуждей» мы сейчас идем в страну славы, на встречу с Живым Богом, как дети Его Царства. И этот храм сейчас являет нам образно картину нашего положения: мы стоим в полумраке, и видим Святое Святых Бога, Его собственное место, алтарь, залитый светом Славы. Мы знаем, что Христос принес свет в мир, что Он — Свет, а мы — дети Света. И вот теперь мы устремляемся из тьмы в полумрак, и из полумрака — в блистающую славу нетварного Божественного Света.

Во всяком путешествии, когда мы только что покинули привычное место, мы еще полны привычных чувств, воспоминаний, впечатлений; а потом они постепенно бледнеют, пока в нас не останется ничего, кроме устремления к цели нашего пути.

Вот почему на первой неделе Поста читается покаянный канон Андрея Критского: в последний раз мы задумываемся о себе; в по­следний раз мы отрясаем пыль со своих ног: в последний раз мы вспоминаем о неправде прежних лет.

И прежде чем приступить к Торжеству Православия, когда мы вспоминаем, что Бог победил, что Он пришел и принес правду в мир, принес жизнь и жизнь с преизбытком, и радость, и любовь, мы в по­следний раз обращаемся на самих себя и к другим, чтобы испросить друг у друга прощения: освободи меня от уз, которые сплетены моим непостоянством и которые сковывают меня; от уз, которые сплетены из греховных дел и греховного небрежения, того, что мы сделали другим, и того, чего мы не сделали и что могло принести столько радости, столько надежды, и явить, что мы достойны Божией веры в нас.

Поэтому, в течение наступающей недели оглянемся на себя в последний раз, взглянем друг на друга и примиримся. Мир, прими­рение не означают, что проблем не стало; Христос пришел в мир, чтобы примирить его с Собою и в Себе — с Богом; и мы знаем, какой ценой это Ему обошлось: беспомощным, уязвимым, беззащитным Он от­дал нам Себя, говоря: «Делайте со Мной, что захотите; и когда вы совершите последнее зло, — узрите, что Моя любовь не поколеба­лась; она была радостью, и она была пронзающей болью, но это всегда только любовь…»

Это пример, которому мы можем, которому мы должны следовать, если мы хотим быть Христовыми. Прощение наступает в момент, когда мы говорим друг другу: «Я знаю, как ты хрупок, как глубоко ты ра­нишь меня, и потому, что я ранен, потому, что я — жертва — иногда виновная, а иногда и безвинная — я могу повернуться к Богу и из глубины боли и страдания, стыда, а подчас и отчаяния, я могу ска­зать Господу: «Господи, прости! Он не знает, что он делает!» Если бы только он знал, как ранят его слова, если бы он только знал, сколько разрушения он вносит в мою жизнь, он не сделал бы этого. Но он слеп, он не созрел, он хрупок, и я принимаю его, я понесу его или ее, как добрый пастырь несет погибшую овцу; потому что все мы — погибшая овца Христова стада. Или же я понесу ее, его, их, как Христос нес крест: до смерти включительно, до любви рас­пятой, когда нам дана вся власть простить, потому что мы согласи­лись простить всё, чтобы нам ни сделали.

И вот вступим в Пост, как идут из густой тьмы в рассеивающий­ся сумрак, и из сумрака в свет, с радостью и светом в сердце, от­рясая прах земли с ног, сбрасывая все путы, держащие нас в плену: в плену у жадности, в плену у зависти, страха, ненависти, ревнос­ти, в плену взаимного непонимания, сосредоточенности на себе — потому что мы живем в плену у самих себя, тогда как мы призваны Богом быть свободными.

И тогда мы увидим, что шаг за шагом мы движемся как бы через большое море, прочь от берегов мглы и сумрака к Божественному свету; на пути мы встретим Распятие; и в конце пути придет день, и мы будем предстоять перед Божественной любовью в ее трагическом совершенстве, прежде чем она настигнет нас неизреченной славой и радостью. Сначала — Страсти, сначала — Крест; а потом чудо Воскре­сения. Мы должны войти и в то, и в другое; войти в страсти Христо­вы вместе с Ним, и вместе с Ним войти в великий покой и блистающий свет Воскресения.

Себе я прошу у вас прощения за всё, что я должен был сделать и не сделал, за то, как я нескладно делаю вещи, и за многие, мно­гие вещи, которые следует сделать и которые остаются несделанными.

Но давайте поддерживать друг друга на этом пути взаимным про­щением, любовью, и помнить, что на трудном пути, в момент кризиса очень часто нам протягивает руку человек, от которого мы не ожида­ем ничего доброго, которого мы считали чужим или даже врагом: бы­вает, он вдруг увидит нашу нужду и отзовется на нее. Давайте, по­этому, раскроем свои сердца и глаза, и будем готовы увидеть и отозваться.

Подойдем теперь сначала к иконе Христа, нашего Бога и наше­го Спасителя, Который дорогой ценой заплатил за власть простить; обратимся к Матери Божией, Которая отдала Своего Единородного Сына за наше спасение; если Она простит — кто нам откажет в про­щении? А затем обратимся друг ко другу. А пока мы подходим, мы будем слышать уже не покаянное пение, но как бы настигающую нас еще издалека песнь Воскресения, которая станет громче на полпути, когда придет время поклонения Кресту, а затем заполнит этот храм — и весь мир! — в ночь, когда воскрес Христос, одержав победу.

Аминь.

 

Опубликовано: Николо-Угрешский вестник. № 5 1992.;

Воскресные проповеди. Минск, 1995;

                              Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. 2-е изд. М.: Гранат, 2019

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: