Христос, разлучаясь со Своими учениками, им сказал: «В мире скорби будете, но ваша скорбь в радость претворится…» Время покаяния, время постное несёт в себе одновременно и скорбь, и радость. Мы не можем каяться без того, чтобы сначала не увидеть себя в нашем убожестве, в нашей бедности, в нашей духовной скудости. Мы не можем каяться без того, чтобы не увидеть и не пережить глубоко, с силой, как мы отделены от Бога, и как мы разлучены друг от друга холодностью, безразличием, нелюбовью. Но одновременно покаяние не заключается только в том, чтобы себя увидеть и ужаснуться тому, что мы видим. Покаяние начинается по-настоящему с того момента, когда, увидев себя во всём нашем безобразии, мы поворачиваемся к Богу, мы оборачиваемся к Нему, как к единственной нашей надежде, как к Спасителю, как к Тому, Который умеет нас любить и такими обезображенными, какие мы есть. Покаяние начинается с момента, когда мы ужаснёмся о себе, но делается это творческим, животворящим только с того момента, когда мы оборачиваемся к Богу и стремимся, устремляемся к Нему; тогда скорбь превращается в радость, тогда начинается то покаяние, которое Церковь называет весной духовной, когда все силы души, когда всё в нас вдруг приобретает новую жизненную силу, новую устремлённость, и когда всё несётся потоком к Богу. Вот, к какому покаянию мы призваны в эти дни Великого Поста; подготовительные недели окончены; кончено время, когда мы должны глубоко вглядываться в самих себя, кончено время, когда мы должны учиться из евангельских чтений о грехе и о себе. Теперь мы должны оторвать свой взор от себя самих, приковать его к Господу, и уже идти не только за Ним, а вместе с Ним, потому что эти начинающиеся теперь недели, это недели, которые в жизни Христовой, в земной Его жизни были временем, когда Он шаг за шагом, из далёкой, тихой, светлой Галилеи подымался в Иерусалим через Иудею полную ненависти к Нему. Апостол Фома, услышав о том, что Христос идёт в Иерусалим, где Его ожидала смерть, сказал другим ученикам: «Пойдём, и умрём и мы с Ним!» Скажем и мы так — правда, в переносном смысле слова, потому что нас не ожидает крест, отвержение, страдание; но пойдём, и мы со Христом, шаг за шагом, в течение этих недель, вчитаемся, вдумаемся в то, что нам говорит об этом восхождении Евангелие Господне. И умрём с Ним: т.е. шаг за шагом освободимся от всего того — или сколько мы сумеем, хотя бы! — от того, что убило Христа, ради чего Он умер и из-за чего люди Его отвергли и пригвоздили ко Кресту. И тогда, опять-таки, все силы наши начнут расти, весна начнёт расцветать в нашей жизни и в душе, и когда придёт Пасха, действительно это будет день не только Христова, но нашего воскресения. Аминь.