Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Святой Ефрем Сирин в VI веке говорил, что Церковь — это не общество торжествующих святых, но это толпа кающихся грешников; и это определение так глубоко и так истинно описывает нас. Нас взыскал Господь; на Его зов мы ответили; ответили покаянно, ответили криком всей души нашей о том, что мы, Господи, погибаем — спаси! Но мы остаёмся обществом грешников; между нами и теми, которые не нашли своего пути к Богу, только в одном разница: мы знаем своё сиротство, мы знаем, как мы бессильны победить в себе, и в нашей среде, и в мире — зло; и всю надежду мы возлагаем на милость и на помощь Божию. Но покаяние не только в слезах, не только в сознании своей немощи, своего бессилия. В покаянии есть ликующая нота; мы можем каяться, т.е. обратиться лицом к Богу, устремиться к Нему, потому что в нашем сердце живет надежда; надежда, рожденная от уверенности, что Он нам — Отец, что Он нам — друг, что мы Ему дороги, и что мы всегда можем, как бы мы ни отошли от Него далеко, к Нему вернуться. И каждый из нас отпадает от правды, каждый из нас поминутно гибнет, но каждый из нас может сказать: «Господи, помоги!» — с уверенностью, что любовь Божия отзовётся на наш крик, на нашу нужду…
Но в Царство Божие мы идем не в одиночку, мы идем все вместе — жалкой и славной толпой. Жалкой толпой, потому что каждый из нас знает, как далёк он от того светлого идеала, который представляет Собой Сам Спаситель, и который, в какой-то мере, осуществили святые, из столетия в столетие. А вместе с этим — славной толпой, дивной толпой, потому что, как апостол Павел говорит, в глиняных сосудах мы несём драгоценнейшее сокровище — мы несём Божие слово, Его правду, мы несём Его любовь, мы несём в сердцах, часто смущенных, знание, без которого мир не может устоять: ведение о Боге, — и еще другое: ведение о том, как дивен и как велик человек; так велик, что Бог может стать человеком, так дивен, что каждый из нас призван стать сыном, дочерью живого Бога! …
Но идем мы толпой, и нелегко нам, часто, идти вместе; нам надо друг друга поддерживать, друг друга жалеть, друг друга творчески и ласково любить; мы должны научиться, на этом пути от земли на небо, от потёмков греха и неправды земной к свету и чистоте любви, мы должны научиться на этом пути всё прощать друг другу, потому что никто не бывает зол, грешен по своему почину и выбору; мы все ранены злом, и мы должны уметь друг к другу относиться как больные относятся, как на войне относится раненый к раненому; от ближнего нашего — и жизнь, и смерть; на этом пути оставленный может погибнуть, а поддержанный любовью других непременно дойдёт к цели! И поэтому теперь, вступая в эти дни, торжественные, дивные, страшные дни Великого Поста, очистим свои сердца от всякой горечи, от всякой злобы, от всякой ненависти. Посмотрим друг на друга — и не только на тех, которые здесь, но на всех тех людей, которые встретились нам в течение жизни — и скажем: «Прости меня, и я тебя прощаю, чтобы не стать преградой между тобой и вечным спасением; простим друг друга! Возьмём друг друга как бы на плечи свои, будем поддерживать друг друга на пути.» Мы сейчас вступаем в то время, когда Церковь будет перед нами разверзать, неделя за неделей, Божии пути, пути благодати. Благодать, это одно и то же что любовь, которая даётся нам незаслуженно; и вот, если мы хотим эту незаслуженную любовь принять и вместить — освободим своё сердце от всего того, что его отягощает, мутит. И открытым, широким, любящим сердцем вступим на этот путь, к Страстям Господним и к Воскресению Господню.