Владыко, мы тебя знаем здесь, в этом приходе, уже около тридцати лед; ты вошел в него после тюремного заключения, еще молодым священником. И среди нас ты вырос, как друг и как брат. Ты был для нас, во многом — вдохновением, ты был верный друг, и никогда не отказывал помочь, когда была нужда, и мы с благодарностью и с любовью о тебе думаем и о тебе молимся. Связаны мы были также глубинно, самыми глубокими струнами нашего сердца, с радостями твоей семьи и с горем твоей семьи. Каждого члена твоего дома мы любили, и Марусю мы почитали. Мы прошли вместе и через светлое, и через темное, через мрачное и через преображенное.
И теперь не только родная тебе, по воспитанию, по рукоположению, Сербская Церковь, но и Русская Церковь, к которой ты принадлежишь кровно, и наш приход, которому ты принадлежишь через эти братские, родственные связи, тебя посылают в новый мир, совершать новое служение священника.
Когда человек делается христианином, через крещение он погружается в смерть Христову, чтобы во всем своем существе носить Христову мертвенность; мертвенность ко всему тому, что разрушает человека, ко греху, в конечном итоге. И восстает человек в крещении облеченным во Христа, став живым уже не просто земной жизнью, не будучи уже чадом плоти, но стал чадом Божиим, чадом Царствия, начиная уже свое возрастание к тому, чтобы во Христе, вместе с сонмом других, по слову св. Иринея, стать всецелым Христом, единородным Сыном Божиим, славой небесного Отца.
Принимая священство, человек отдает себя Богу по-иному; раньше он только себя мог принести в жертву; теперь, в страшных таинствах Церкви, Он возносит Богу и Отцу в крестную смерть Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В монашестве человек умирает всему земному; и вот это монашество и священство переплетаются в одно, потому что принести жертву Христову во священной Евхаристии, не соединяясь со Христом, Которого мы приносим — невозможно, кощунственно, убийственно для нашей души; принимая священство, мы должны слышать слово Господне, говорящее нам: «Готовы ли вы пить чашу, которую Я буду пить, креститься крещением, которым Я буду крещен?..» И в свое время, около 40 лет тому назад, в молодом порыве верности и послушания Богу, ты ответил «Да». Но теперь с тебя потребуется не только обещание, но и самое исполнение его. Ты должен стать предстоятелем, молитвенником, печальником о всех людях, которые вверены тебе, разделять все их радости и нести на своих плечах всё их горе, весь крест земной жизни, весь ужас греха.
Когда я был рукоположен священником, отец Лев мне написал слово, дошедшее до моего сердца, пока не исполненное жизнью: «Услышь голос Христов, говорящий тебе «Будь Моим священником», священником Самого Христа, священником живого Бога, священником, для которого все люди — дети Божии, который несет на себе ответственность за всех, к какой бы Церкви они ни принадлежали, верующих и неверующих, вместе со Христом, Который несет Крест всея земли… Успех твоих трудов не будет зависеть ни от чего, кроме как от того, насколько ты будешь един со Христом, распятым и воскресшим. Прими распятие Христово как путь, и предоставь Его верности тебя приобщить вечной, неумирающей, торжествующей жизни Божией. Тебе был вручен жезл; это жезл странника, который должен идти по всему миру в поисках потерянной овцы, заблудшего сына, блудника и разбойника, чтобы вернуть их к вечной радости.
И проповедуй эту радость! Исаия пророк говорит: «Утешайте, утешайте народ мой! Утешай народ, который тебе дан от Бога, утешай его уверенностью, что мы Богом любимы, любимы до крестной смерти Сына Божия во плоти, любимы до сошествия во ад бессмертной души Христовой, и что вся жизнь, вся христианская жизнь укоренена в этой неизреченной радости о том, что потому, что мы так любимы, — мы спасены, и вся жизнь христианина должна стать благодарностью за дар Божий. Вся жизнь, всё то, что мы называем долгом, обязанностями, должно перестать быть таковыми, и стать радостью о том, что мы можем за радость Богу дать радость, за любовь — любовь, и друг за друга положить нашу жизнь, всю жизнь, изо дня в день ее прожить, ликуя о Боге, благодаря и служа Ему в каждом человеке, в каждом деле. Пусть благодать Господня, которая восполняет всё недостающее, которая укрепляет всякую немощь, совершится в тебе, по слову Павла апостола: «Сила Моя в немощи совершается» — и ты с ним скажи: «И поэтому я ничем не буду гордиться, ни о чем не буду радоваться, кроме как о немощи моей, чтобы в ней совершилась сила Божия». Аминь.