Дорогой читатель!
Мы решили сделать краткое предисловие к этой небольшой книге, чтобы ты понял, зачем мы перевели и опубликовали два текста, из которых она состоит, а также чтобы ты мог немного узнать об авторе этих двух бесед. В этих беседах к молодым людям обращается митрополит Антоний Сурожский — человек с неординарной судьбой, который был и остается одним из величайших людей ХХ века, хотя не все знают о нем. Родившись в 1914 году в Швейцарии в семье русского дипломата, он прошел длинный путь от студента медицинского факультета в Париже до главы епархии Русской Православной Церкви в Великобритании. В семь лет он оказался в эмиграции во Франции. Несколько лет ему пришлось учиться в школе-интернате в пригороде Парижа, где всякого «могли избить до того, что в больницу увезут перед глазами преподавателя». Жизнь была такой трудной, что, по его словам, к четырнадцати годам он «пришел к заключению, что человечество — как джунгли, что всякий человек — как дикий зверь, который тебя разорвет, если только ты не умеешь защититься. Жизнь — это область ненависти, грубости, беспощадности, в которой можно остаться живым, только если стать бесчувственным, окаменелым». С таким опытом жизни и представлением о людях в 14 лет Андрей, «антицерковно настроенный молодой человек», в первый раз прочитал несколько глав из Евангелия от Марка и поверил в Бога. Внешне условия жизни никак не изменились, но внутри него это перевернуло все до самых глубин. После окончания биологического и медицинского факультетов Сорбонны в 25 лет Андрей тайно принес монашеские обеты, получив новое имя — Антоний, но не пошел в монастырь, а ушел на фронт хирургом французской армии. Несмотря на жесткие условия войны, своим личным примером он показывал поразительно трепетное отношение к окружающим людям. Он мог целую ночь просидеть с умирающим солдатом, чтобы тому не было так страшно умирать в одиночестве, мог две недели провозиться с гноящимся пальцем пленного немца-часовщика (чем вызывал недоумение окружающих), чтобы только палец не пришлось ампутировать. Во время оккупации он был врачом во французском антифашистском подполье. За время служения митрополита Антония в Англии и благодаря его усилиям маленький вымирающий приход русских эмигрантов разросся в епархию, объединившую прихожан многих национальностей. Он выступал с беседами в университетах, школах, военных академиях, больницах, хосписах, в молодежных группах, на собраниях хиппи, по радио «Би-би-си» и на телевидении, тайно — в битком набитых квартирах во время своих приездов в Москву. Он говорил о том опыте, который переполнял его и которым он не мог не делиться с другими людьми. Читая слова митрополита Антония, чувствуешь предельную искренность и честность, глубину человеческой Жизни с большой буквы. Для нас самих его слово очень важно: оно помогает нам многое понять об отношении к людям и Богу, жить более осознанно и более полно. Именно поэтому мы решили поделиться с тобой двумя его беседами, обращенными к молодым людям.
Живите дерзновенно.
(Live Daringly. Проповедь в школе «Крайст Хоспитал», пер. с англ. Анны Дик)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Надеюсь, вам будет понятен мой английский язык, — как вам уже говорили, я по рождению русский и выучил английский, когда мне было уже за тридцать. Несколько лет назад во время поездки в Россию я разговорился с одним членом Коммунистической партии о своей вере и о его убеждениях, и он сказал мне замечательную вещь: «Никто не может жить без веры». Очевидно, он не имел в виду веру в религиозном смысле, но его слова свидетельствовали о таких сильных убеждениях, на которых можно выстроить жизнь. Они напомнили мне о том, что сказал мне отец, когда я был подростком: «Для тебя должно быть неважно, жить или умереть; важно то, ради чего ты живешь и ради чего готов умереть». Для меня его слова стали девизом, образом жизни, и этот образ жизни я мог бы определить не как жизнь с надеждой, но как жизнь с дерзновением, сплеча, со всей убежденностью, на свой риск. Мне довелось изведать, что такое риск. Я родился перед Первой мировой войной, мне пришлось пережить русскую революцию, потом голодные бесприютные годы, а потом еще пять лет войны, и я знаю, что можно жить дерзновенно, а можно трусливо бежать от жизни. Не думаю, чтобы кто-либо из нас — не только из вас — желал под конец своих дней остаться с мыслью, что он жил как трус, убегая от всего, что представляло опасность и риск — и ради чего? Просто чтобы удовлетворить свои сиюминутные желания? Это было бы совсем мелко для любого из нас — мелко для меня, пожилого человека, мелко и для вас, молодых. Мы живем в век трусости; люди боятся жизни, потому что боятся дерзновения. Этому надо научиться, ведь только через дерзновение можно почувствовать, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Только так можно ощутить всю силу и насыщенность жизни. Ползать, пресмыкаться, коситься по сторонам, как заяц, недостойно ни мужчины, ни женщины независимо от возраста. Но все же — ради чего стоит жить и ради чего стоит умереть? Давайте рассмотрим несколько вариантов. Первый, самый очевидный — жить и быть готовым положить свою жизнь ради тех, кого искренне любишь. Но что значит любить кого-то? Слово «любить» имеет так много значений! Это слово служит, чтобы сказать и «Я люблю клубнику со сливками», и «Я люблю Бога», и если первое истинно, то второе куда менее верно. Когда вы поете псалмы или читаете молитвы, можете ли вы с полной серьезностью сказать, что верите каждому слову, которое произносите? Разве вы не произносите их только лишь из вежливости перед Богом? Этого недостаточно. Любить значит придавать другому человеку больше значения, чем себе, — его жизнь, счастье, все, что его касается, должно значить больше, чем ты сам. Однако для этого требуется большое дерзновение, и иногда приходится долго приучать себя преодолевать страх и леность, праздность и многое другое. Итак, это первое — можно жить ради любви, ради искренней любви, которая стремится служить, творить добро, защищать любимых и помогать им. И хотим мы этого или нет, вместе мы созидаем или разрушаем град человеческий, в котором мы живем, град человеческий как человечество в малых и больших группах. Мы созидаем его, если становимся камнями, которые пригодны для строительства, если мы надежны, способны отдать себя служению другим, и если у нас есть понимание того, как построить что-нибудь стоящее. Созидать что-либо убогое, что-либо бесполезное, не стоящее труда — недостаточно. И те из нас, кто исповедует христианскую веру, могут осознать это на еще более глубоком уровне. Этот уровень состоит в следующем: град человеческий, который я хочу помочь построить, должен быть таким же, как град Божий, который хочет построить Бог; иными словами, первым жителем этого города должен быть Господь наш Иисус Христос, Сам Бог, Который вочеловечился, чтобы стать для нас примером, идеалом. В связи с этим возникает очень серьезный вопрос: можно ли искренне верить в Бога? Вы уже слышали, что я получил научно-медицинское образование. Так что я имею право говорить о том, что наука не препятствует вере. Вера есть уверенность в существовании Бога, в глубине собственной души и в том, что только так можно реализовать себя. Но можно ли верить в такого Бога и уважать Его? Знаете, можно верить в Бога-тирана, бояться Его и повиноваться Ему, но уважать тирана нельзя. Можно любить Бога, похожего в нашем воображении на Деда Мороза, но это не значит, что мы можем Его уважать. Почему я могу уважать Бога, в Которого я верю? Я скажу вам об этом в нескольких словах. При мысли о том, что Бог создал этот мир, не спрашивая меня, хочу ли я в нем жить, может родиться внутренний протест и вопрос: «Почему?» Меня никто не спрашивал, а я теперь должен терпеть все последствия того, что Бог создал этот мир. Но Он дал мне свободу — свободу выбора между Ним и дьяволом, между жизнью и смертью, между созиданием и разрушением. Я не просил этой свободы, почему же мне приходится отвечать за последствия этого непрошеного дара? Значит ли это, что Бог будет поджидать меня, так сказать, на выходе и накажет меня, если я сделаю неправильный выбор, хоть я и не просил, чтобы меня создавали и давали мне возможность выбора? Но одно оправдывает Бога в моих глазах — Бог вочеловечился во Христе, Он принял на Себя все последствия того, что сотворил нас и дал нам свободу, и все последствия того, как мы распорядились этой свободой, все уродство мира, в котором мы живем: войны, жестокость, концлагеря, всю немощь и боль, ненависть и все остальное. Бога, Который готов на это, можно уважать, даже если пока не получается любить Его в истинном смысле этого слова. И за таким Богом — да, я могу попытаться последовать. Когда Он говорит: «Я подаю вам пример, следуйте ему», я могу ответить: «Да, это пример, и я постараюсь ему последовать». В завершение хочу рассказать вам случай, который произошел в моей родной стране, России, и который показывает, как можно следовать этому примеру, понимая, что Бог приносит Себя в дар нам. Это древняя история, она произошла в конце XII века. Между двумя племенами славян — христианским и языческим — вспыхнула война. Она была краткой — такие войны называют «блиц»: христиане осадили небольшую лесную крепость, в которой укрылись язычники; христианский князь чувствовал себя вполне уверенно: ему оставалось только ждать, пока голод, страх, отчаяние и унижение не заставят язычников сдаться. Но он был христианином и не мог допустить, чтобы из-за него эти люди умерли в позоре и унижении, поэтому предложил им мир без каких-либо условий во имя Бога, в Которого он верил, — Господа Иисуса Христа, пришедшего примирить всех враждующих. Они не смогли ему поверить — сами они так бы не поступили — и сказали ему: «Мы готовы поверить твоему слову, но только при одном условии: если ты дашь нам в заложники одного из твоих двоих сыновей». Князь взял с собой на войну своих детей: одного звали Михаил, ему было девять лет, второй мальчик был постарше. Можете себе представить, что почувствовал отец: отдать своего ребенка, своего сына этим людям, которые, может быть, распнут его, изобьют, замучают, убьют у городских стен. Но все же он был христианином и знал, что должен сделать все возможное.