Хочется и от себя приветствовать вас в эту светлую ночь — не только вас, собравшихся здесь, в наш родной храм, но всех людей, слушающих нас теперь, людей, заселяющих просторы нашей родины, людей, рассеянных по лицу всей земли, которые теперь все, сердцем тоскующими и радостным, обращены к мысли о рождении в мир Христа.
Это рождение не всем известно, как не было оно известным и тогда, почти две тысячи лет тому назад. И однако, неизвестное людям имело для мира значение, ибо Господь родился в мир не только для тех, которые знали Его, но для всех тех, которые нуждаются в спасении.
В Рождестве Христовом сказывается безмерная, изумительная любовь Господня к миру, к нам, к людям. Это раскрытие тайны Божией любви. Потому что Бог рождается в мир для того, чтобы страдать, для того, чтобы смерть коснулась Бога-Младенца с тем, чтобы мы могли жить. Каждый из нас бывает изымаем из небытия творческим божественным словом. И мы вступаем во временную жизнь, в которой мы можем постепенно, верой, любовью, подвигом укрепиться и вырасти в вечную жизнь, вступить в беспредельные просторы вечности. Слово Божие, делаясь человеком, из устойчивой, вечной полноты жизни вступает во временное, колеблющееся бывание; Он рождается в смерть; и эта пещера Вифлеемская напоминает нам уже теперь ту пещеру, в которую после распятия Спасителя Его положат благоговейно, с плачем, Иосиф с Никодимом. Бог, воплощаясь, предает Себя в руки человеческие. Великий, Царь всех царей, Господь господствующих, делается немощным младенцем, уязвимым, зависящим от нашего к нему отношения. И если мы сумеем благоговейно, трепетным сердцем стать перед лицом хрупкого Младенца, лежащего в яслях, если мы за этим легким покровом человеческой плоти сумеем узреть великого таинственного Бога, то мы постигнем и бездонную тайну божественной любви. Христос рождается в немощи, живет простой человеческой жизнью, окруженный нелюбовью и безразличием и острой ненавистью. Он предается в руки человеческие, чтобы с Ним поступили люди как захотят. И люди поступают с Ним беспощадно-жестоко, и Он умирает на кресте.
И тот путь, который Спаситель нам предуказал, есть путь Церкви тоже, наш путь, путь каждого из нас, если мы хотим быть верными нашему Господу. Мы призваны быть в этом мире в немощи, чтобы в нашей немощи проявлена была и совершалась сила Божия. Мы призваны любовью войти в этот мир, который неминуемо, потому что мы Христовы, к нам будет безразличен или враждебен. И мы призваны как Христос, со Христом, пройти через нашу жизнь терпеливо, с любовью в сердце; с такой любовью, которая на всё надеется, всему верит, никогда не перестает. Мы призваны быть на земле, из столетия в столетие, присутствием Самого Христа, быть телом Его, ломимым, если нужно, для спасения мира.
И вот ныне, встречая Рождество Христово с сердцем благоговейным и радостным, увидим в этом образ нашей собственной жизни, родимся по-новому к жизни в мире, возлюбим его той любовью, которой возлюбил мир, падший и отрекшийся от Него, Сам Господь. Станем жить в нем и приносить в него теплоту и свет божественной любви, станем уязвимыми и немощными, но непобедимыми в любви нашей. И тогда с нами будет Бог, в каждый час нашей жизни, тогда никакие силы, ни ада, ни земли, не смогут нас победить. Христос сказал: Никто не отнимает у Меня жизнь, Я Сам её даю… Будем и мы, с той же щедростью, с тем же великодушием истощать нашу жизнь в любви к Богу и в любви к людям, к ближним и дальним, к любящим нас и ненавидящим нас, потому что всех заключил Господь в одну безмерную Свою любовь… Станем принимать друг друга, как Христос нас принимает, и тогда совершим мы Его дело, то, которое Он нам поручил, когда сказал первым Своим ученикам: Как Отец Меня послал, так Я посылаю вас. Пусть радость Воскресения Христова, пусть радость рождества Христова, радость кроткого прихода и торжествующей победы живут в наших сердцах. Аминь.