Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Праздник Рождества Христова — один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом. До этого торжественного и дивного дня мир и Бог были разлучены грехом, и человек, как бы он ни рвался к встрече с Богом, не мог ее своими силами, без Него осуществить. И Бог в Своей неизмеримой любви, в Своей милости стал человеком, Он прошел ту грань, которая разделяла человека падшего от вечной жизни и от вечной радости.
И теперь, в эту ночь, когда мы вспоминаем Рождество Христово, мы все должны понять цену, которой Бог стал нам таким близким. Мы празднуем Рождество Христово в наших домах, в уюте нашей семейной жизни, в ласке своих самых близких и родных, нам тепло, нам хорошо друг с другом; и нам дивно думать, что невидимо для нас в нашей среде присутствует Сам Господь. Он приходит к нам и говорит: «Мир вам! Мой мир вам даю, не как мiр дает, а даю Я вам особым образом: примирение с Богом — и открываются притом и врата небесные».
Но не такова была первая рождественская ночь. В ту ночь люди ютились в своих хижинах, грелись у своих очагов, радовались взаимной близости, ласке семейной. А по дороге, в холоде, во тьме, в морозе Пречистая Дева Богородица в сопровождении Иосифа Обручника двигалась к тому месту, где должен был родиться Божественный Ее Сын. И они стучались в одну дверь после другой, и ни одна дверь не распахнулась для них. Вероятно, приоткрывалась она, люди смотрели на прохожих, на странников, на чужих, и говорили: «Нет, вам сегодня нет места. Нам тепло, нам хорошо вместе, мы счастливы своей семейной близостью». И Пречистая Дева в ожидании Младенца шла дальше вместе с Иосифом.
В сегодняшнюю ночь, когда мы будем вместе, в наших семьях, под теплым кровом, в уверенности, что мы не странники в пустыне, что мы не брошенные, что мы не отверженные, вспомним тех — многочисленных, бесчисленных теперь — людей, у которых нет крова, у которых нет дома, у которых нет тепла, у которых нет семьи, которые лишены любви, лишены заботы.
Мы можем вспомнить слова Христовы, обращенные к нам через притчу об овцах и козлищах. Когда Он говорил: «Я был наг, и вы Меня не одели, Я был странником, и вы Меня не приютили, Мне было холодно, и вы Меня не обогрели, Я был голоден, и вы Меня не накормили — разве Он эти слова как бы «в назидание» людей придумывал? Нет, Он говорил о том, что случилось с Ним, с Его Матерью Пречистой, с Иосифом Обручником в ту ночь Его рождения. Он говорил о том, что опытно Сам пережил: одиночество, брошенность, холод, отчуждение всех, кто Его окружал. И если мы хотим быть учениками Христа, то мы должны вспомнить эту ночь, Его рождество, мы должны вспомнить эту притчу, в которой Он говорил, как бы о Себе Самом, и открыть свои двери, свои сердца, сделать все, что мы можем, чтобы ни один человек вокруг нас не оказался брошенным, холодным, голодным, отверженным, забытым. Иначе мы проходим мимо самой тайны Рождества Христова, того события, когда Бог всебогатый, ни в чем не нуждающийся, по любви к нам все оставил и вошел в наш падший, осиротевший мир для того, чтобы в него принести вечную радость. Вот о чем мы должны подумать в эту ночь.
И рождение Христа в Вифлеемской пещере — уже начало крестного Его пути. Мы все рождаемся из небытия в бытие и в жизнь. Христос из полноты вечности вступает в ограничения времени и в область умирания, страдания и смерти. Не напрасно на одной из древних греческих икон ясли Вифлеемские изображены не как ясли, а как жертвенник, на котором лежит Младенец Иисус Христос, лежит Агнец, закланный для спасения мира еще до того, как мир не стал…
Начнем наш путь вместе со Христом. Состраданием, любовью, милосердием откроем наши сердца друг другу и всем, кто нуждается в заботе, в любви, в жалости. И будем дальше идти со Христом, не только радуясь этому чуду, что Он к нам пришел и что никогда от нас не уйдет, что Он пришел навсегда, что мы стали Его народом, Его детьми, и через Него мы, которых Он называет Своими братьями и сестрами, мы делаемся детьми Небесного нашего Отца, не только тварью и не только приемными детьми, но родными во Христе и во святом Духе. Но это целый путь, который мы должны со Христом пройти. Начнем сегодня этот путь, возликуем о том, что с нами Бог, не только в нашей среде и в храме, но в наших домах, везде где двое или трое в Его имя полюбят друг друга и откроются третьему. И пойдем дальше по пути со Христом к победе, к Царству Божию, к ликованию вечному.
Эти слова я сейчас обращаю не к вам, здесь собравшимся, многим, многим верующим православным людям, и русским и не русским, но и ко всем тем, кто в далекой родине нашей, России, могут нас слышать и знать, что здесь мы о них помним, что мы о них молимся. Но не только молимся, но чем можем, стараемся им помочь. И да благословит нас своей молитвой святейший патриарх наш Алексей, и да будет он благословен Богом за его трудное крестное служение. Аминь.