митрополит Антоний Сурожский

Благовещение

7 апреля 1981 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась, во всем мире людском, Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим, воплощение Сына Божьего есть дело человеческой свободы: святой Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И вот в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Де­ву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна Ты в женах, и благосло­вен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа — как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери; Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын — естест­венным образом, хотя и несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: «Как же это может быть? Этого не мо­жет случиться! Чем ты можешь это доказать? Какое заверение ты мне можешь дать?..» Божия Матерь ставит вопрос только так: «Как это может случиться со мной — я же дева?..» И на ответ ан­гела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: «Се, раба Господня; буди мне по глаголу Твоему…»

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — т.е. непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: «Блаженна веровавшая, ибо будет реченное Ей от Гос­пода…»

В Божией Матери мы находим удивительную способность дове­риться Богу до конца; но способность эта не природная, не есте­ственная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом: отцы говорят: «Пролей кровь и примешь Дух…» Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Ко­торая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла про­изнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира… Аминь

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет