Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Когда Христос прощался со Своими учениками в день светлого, славного Своего Вознесения, Он им повелел пробыть в Иерусалиме до дня, когда они облекутся силою свыше. А потом им надлежало выйти в мир посланниками Бога и Отца, выйти в мир как Христос в этот мир вышел для того, чтобы проповедовать, что Царство Божие близко, что Бог стал человеком, что пропасть, которая разделяет нас от Него — закрыта, что Он — посреди нас, и что спасение уже пришло… Выйти в мир проповедовать, что прошло время страха и настало время жертвенной, ликующей любви; выйти в мир, чтобы утешить всякого человека, утереть всякую слезу, положить конец отчаянию и одиночеству: с нами Бог!… И в день святой Пятидесятницы, действительно, ученики Христовы и все, кто с ними пребывал, облеклись этой силой свыше; Святой Дух сошел на них, как огонь, как пламя, как любовь, как победа. И они вышли, говоря: Вот победа, которая победила весь мир, всех нас.
И мы облечены этой силой; и на нас почила благодать; и мы Христом посланы в мир; но как мы не похожи на святых апостолов, и на святых, память которых мы празднуем сегодня! Сколько в них было вдохновенья и мужества; как бесстрашно они вошли в мир, который был гораздо страшнее нашего! С какой любовью они отдавали людям жизнь, которую им подарил Бог, для того, чтобы, если нужно, их смертью другие стали живы, а часто и с тем, чтобы люди ожили их жизнью…
Как мы не похожи на них, когда задумаешься над собой: я — над самим собой, и каждый из вас над собой: сколько мы видим в себе нерешительности, неизжитого страха, малодушия… Мы живем, словно не почила на нас эта свобода, эта сила, эта жизнь… Мы живем как стадо, мы живем как люди, которые льнут друг ко другу, потому что им страшно расстаться и быть одинокими в мире, который их еще пугает. Этим мы говорим о том, что мы еще не поверили Богу, что никто не одинок, что с нами — Бог, что как бы ни были мы разбросаны — с каждым из нас Христос, с каждым из нас — благодать и сила Святого Духа, что нам не нужно друг на друга опираться, что у нас есть опора крепче человеческой. И хоть встреча с единоверными людьми, с людьми, близкими по крови и по вере — радость и ликование, наше призвание, получив от Бога эту силу свыше, выйти в мир, и миру принести то, без чего этот мир погибает, и вконец погибнет, если не услышит благовестие и не примет свидетельства Христова…
Разве мы будем так дальше жить? Мы живем, словно еще над нами не совершились те чудеса, о которых говорит Евангелие, о которых говорит каждая литургия; за каждой службой мы слышим слова: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа со всеми вами… С нами Бог: неужели нам что-либо иное нужно?
И вот перед нами снова тот же вопрос: поверили ли мы Богу, поверили ли мы Христу, поверили мы тем, которые говорят словами апостола Иоанна, что они нам свидетельствуют о том, что видели их очи, что слышали их уши, что осязали их руки, что они нам говорят с том, что они достоверно знают, с уверенностью могут провозгласить. А если так, то чего мы боимся? Разве мы не облечены этой благодатью? Разве с нами не тот же Бог? Разве святые, память которых мы сегодня празднуем, были иные, чем мы? Нет! Они тоже были людьми хрупкими и слабыми, их тело уставало, их душа пугалась, но верность их спасла. Когда-то нас могло спасти незнание, теперь только верность нас может спасти и поставить нас … восхищаемся, которым мы молимся, которыми мы вдохновляемся, но только устно, а не всей жизнью.
С сегодняшнего дня, получив в прошлое воскресение обновление той силы и благодати Божественного, всесозидательного Духа, с сегодняшнего же дня поверим Христу, поверим Его свидетелям, и выйдем в жизнь без страха, если и с трепетом, с сердцем верным, не превозносясь, не надеясь на свои силы, но зная, что сила Божия в немощи совершается , и что всё И НАМ, как апостолам, возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе. Аминь.