Сависько Наталья

Дети не слушают наши слова, им нужен опыт личного свидетельства любви

Недавно в издательстве «Никея» вышла книга митрополита Антония Сурожского «Бога нельзя выдумать. Беседы с подростками о Христе и Церкви». Иеромонах Геннадий (Войтишко)  рассказывает, почему он считает эту книгу обязательной к прочтению и рекомендует любому верующему. А также размышляет о том, почему подростки уходят из Церкви и как это остановить.

В книге собраны ответы митрополита Антония на вопросы подростков при встречах в летних лагерях, размышления о Боге, о том, как строить церковную жизнь. «Когда я читал, что владыка рассказывает о Боге, мне казалось, что он говорит о ком-то очень близком, удивительно трогательно, с хорошим чувством юмора. Я прочитал книгу взахлеб, в ней столько подлинного, настоящего, искреннего, сколько, наверное, лично мне не хватает в общении с братьями и сестрами», — поделился иеромонах Геннадий, на встрече,  организованной издательством «Никея».

Митрополит Антоний Сурожский говорит о своем опыте богообщения простым языком сердечности и любви, а не языком сложносочиненного богословия. «Говорит так, что ему невозможно не верить. Ты открываешь книгу и понимаешь, насколько это смело и … я, будучи церковным чиновником, вдруг замираю. Там есть маленькая глава о юродивых; за всю жизнь — ни в семинарии, ни где-либо еще — я ничего лучше о юродивых не читал»,- признался иеромонах Геннадий, занимающий должность руководителя сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования.

Говоря о современной Церкви, иеромонах Геннадий отмечает, что существует большая проблема ухода из нее подростков, которых «критически мало» в Церкви: «Чаще всего это не сиюминутная реакция, а результат накопленных церковных травм, квази-религиозного церковного опыта, когда вера родителей, взрослых не стала их верой», — говорит иеромонах. К сожалению, существует и проблема изолированности детей в воскресной школе, когда мы выделяем отдельно детей и создаем для них как бы отдельный, искусственный мир, фактически замыкая в гетто.

Одной из причин ухода молодежи из Церкви является и отстраненность духовенства от детей в приходах. Ими занимаются учительницы, а этого недостаточно, особенно для возраста 14 и выше, ведь любой ребенок развивается через значимого для него взрослого. Но становятся ли священники авторитетами для подростков? Им нужны разговоры за жизнь, когда с ними делятся опытом. И книга митрополита Антония Сурожского – по сути, разговоры за жизнь. Он постоянно беседовал с подростками за жизнь, вступал в непосредственный контакт, общение было постоянное и регулярное и тогда им открывалась живая жизнь этого взрослого, верующего авторитетного человека, он становится образцом для поведения. А когда для мальчика единственный опыт — его мама, которая его таскает в Церковь и заставляет причащаться, может случиться «передозировка». «Дети не слушают наши слова, им нужны не слова – они впитывают нашу жизнь. Им нужен опыт личного свидетельства любви, живой пример. Главное, что должен делать педагог, который общается с подростками – это быть человеком искренним и говорить без фальши.  Иногда подростки уходят, сталкиваясь с фальшью. Надо просто прекратить фальшивить. Схема, пенопласт, — это не про живого Бога», — считает о. Геннадий.

Митрополит Антоний Сурожский говорит про живое, настоящее. Он постоянно говорит о любви – о любви людей друг с другом, о любви в Боге и с Богом. Вера в Бога — это доверие, вера и уверенность в том, что Он тебя любит. Такие разговоры могут вернуть человека в Церковь.

Отец Геннадий отмечает крайнюю важность культуры, в которой живет человек, поскольку она формирует внутреннее состояние духа. Он напоминает, что митрополит Антоний, говоря о христианском целомудрии, говорит, что оно не просто дается, а в него надо вырасти, возрасти. Он привел в пример жизнь одного известного рейвера, собиравшего на своих концертах стадионы, который, начав воцерковляться, стал звонарем в православном храме и своей музыкой стал говорить о христианстве.

Конечно, у всех нас разный путь к Богу. Господь касается каждого человека по своему,  богообщение развивается в молитве, как к вознесению сердца. Молитва — это не текст, а предстояние ума и сердца перед Богом, иногда даже может быть без слов. Говоря о предопределенности в судьбе человека, о. Геннадий отметил:  «Я верю в того Бога, который дает человеку свободу, не предрешая ее. У каждого человека всегда есть выбор».  Он считает, что в духовной жизни христианин должен задавать себе вопрос: каких отношений я хочу с Иисусом Христом?  И хочу ли я с ним отношений? А дальше уже говорите с Ним, Он знает, что делать, только не мешайте Ему!

Размышляя о любви к Богу, о. Геннадий подчеркивает, что первично объяснение Бога в любви к человеку и именно оно дает импульс для нашей любви. «Его  любовь первична, и это начало для любого разговора – как полюбить Бога в ответ. Я Твой, а Ты мой. И в этом вся тайна христианства. Мы любим по одной простой причине – потому что в нашей жизни мы получили опыт быть возлюбленным, мы можем любить только тогда, когда хотя бы однажды сами испытали, что нас полюбили. Тем же, кто не получил опыта любви, тяжело любить самим. И мы, как христиане, можем любить тогда, когда мы осознаем  и чувствуем всем своим сердцем, что мы возлюблены», — считает иеромонах Геннадий. При этом, никого нельзя насильно «охристианить» железной рукой, также как и нельзя заставить любить. «У нас есть великий дар свободы, и, кстати, владыка Антоний об этом пишет. Это, например, то что ты можешь Богу ответить «нет». Нельзя причинять любовь, а некоторые христиане навязывают. Бог дает возможность человеку делать выбор», — считает о. Геннадий.