Большакова-Минченко Наталия Ивановна

Различные аспекты взгляда на явление хаоса у митрополита Сурожского Антония (1914 – 2003) и протоиерея Александра Меня (1935 -1990)

Добрый день, дорогие друзья!

Когда организаторы конференции по наследию митр. Сурожского Антония попросили меня сделать доклад на предложенную тему, с условием, что материал о хаосе у вл. Антония мне пришлют, поскольку я не встречала в его опубликованных книгах ничего на эту тему, — я согласилась, хорошо представляя себе позицию и тексты о. Александра Меня, как библеиста и пастыря, — в связи с явлением хаоса.

Но получив переводы лекций вл. Антония, в которых он говорит о разных вещах, и в том числе, рассматривает два вида хаоса, я была настолько поражена парадоксальностью его подхода к хаосу, что, если бы изначально я прочитала его лекции, то не взялась бы делать подобный доклад. Но отступать было поздно, и сейчас вы услышите на эту тему то, что осталось нам в наследии этих двух истинных апостолов Христовых, религиозных мыслителей, миссионеров, повернувших сознание и жизнь многих своих современников и приведших (в разных условиях) к вере тысячи людей.

Но сначала немного о каждом из них. При всем различии их биографий, судеб, абсолютно разных жизненных контекстов, — есть и общность, и глубинное родство. Антоний (Андрей Блум), в общем, всю свою жизнь прожил заграницей, их семья разделила достаточно типичную эмигрантскую судьбу более чем миллиона русских, вынужденных покинуть Россию после октябрьской революции 1917 г., пережив скитания, лишения.

Для человека, родившегося в СССР в разгар сталинских репрессий, биография Александра Меня не просто необычна, она выглядит как чудо, как легенда – он с детства участвовал в тайных богослужениях, вырос и сформировался в условиях подпольной церкви, когда литургии служились в лесу на поляне, или в комнате незаметного деревенского дома, — поэтому он знал цену подлинной христианской жизни, знал, что Дух дышит, где хочет, и там, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них». Учась в советской школе, Александр не был ни пионером, ни комсомольцем, что тоже невероятно.

Но оба они пережили подлинную Встречу, то, что можно назвать Обращением, и примерно в одном и том же отроческом возрасте: и выросший вне веры и церкви подросток Андрей, и «впитавший веру с молоком матери» Александр, оба (по их собственным свидетельствам) остро пережили бессмысленность и незащищенность мира, и обоих спас Христос, явившись внутренне с такой силой, какую не назовешь иначе, чем силой спасения. Что определило, в целом, их будущее служение.

Интересно, что оба получили естественнонаучное образование на биологических факультетах. Интерес к естественным наукам, к миру природы, и отношение к человеку в его целостности, также были присущи им обоим.

Известно, что Антоний был монахом, а Александр женился, был отцом двоих детей; кроме биологического Антоний закончил медицинский факультет Сорбонны, стал врачом; был хирургом во французской армии, на фронте во время Второй мировой войны и в антифашистском подполье во Франции; Александр закончил Ленинградскую духовную семинарию, Московскую духовную академию, защитил богословскую диссертацию по теме: «Элементы монотеизма в дохристианской религии и философии»; является автором комментариев к т.н. Брюссельской Библии; фундаментального труда по духовной истории человечества в 6 тт. под общим названием «В поисках Пути, Истины и Жизни»; книги о Христе «Сын Человеческий»; книги о богослужении православной церкви «Таинство, Слово и Образ»; книги «Практическое руководство к молитве»; руководства к чтению Ветхого и Нового завета в 3-х книгах «Как читать Библию»; Библиологического словаря в 3 томах; книг для детей – «Откуда явилось все это?», «Свет миру»; «Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет.», — не считая изданных после кончины автора многочисленных сборников его проповедей, лекций и бесед. Книга «Сын Человеческий», переведенная на 15 языков, известна во многих странах мира, также и другие его произведения. Издания на русском языке превышают миллион экземпляров.

Книги проповедей, радиобесед, лекций, бесед с прихожанами владыки Антония также изданы на разных языках, и тиражи на русском перевалили за миллион экземпляров. За годы его служения в Великобритании, — более 50 лет, — из единственного православного русскоязычного прихода в Лондоне родилась живая многонациональная епархия с тридцатью общинами по всей стране (об этом, кстати, статья Косты Карраса в последнем нашем альманахе «Христианос-XXVIII»), а духовное влияние вл. Антония на людей самых разных взглядов и убеждений по всему миру, не поддается измерению.

Вся жизнь о. Александра прошла в СССР, священником он стал в 1960 г., когда Хрущев объявил свой поход на церковь, обещая, что к 80-му году в стране не останется ни одного попа, ни одной верующей старушки. И новый виток борьбы с Церковью был нешуточный! К слову сказать, — когда я впервые приехала в храм Сретения Господня в Новой Деревне, где служил о. Александр, это был 1983 г., меня поразило количество мужчин, разного возраста, — в наших храмах мужчины встречались редко. Старушки в Новой Деревне тоже были, но мужчин и молодежи было больше… Видно было, что Хрущев явно проиграл, но это был тяжкий период полной зависимости Церкви от компартии и КГБ, которые видели в распространении влияния подмосковного священника Александра Меня угрозу для их власти. Несмотря на пристальное внимание «органов», допросы, обыски, доносы, — за 30 лет священнического служения во времена тоталитарного режима, в условиях полной изоляции советского общества (в том числе, и церковного сообщества) от мирового христианства, от христианской культуры, — отец Александр привел ко Христу тысячи людей. Надо представить себе, что он пришел сеять семена Царства Божия в советскую пустыню, в страну, где на смену вековым рабским, крепостническим устоям пришли семь десятилетий безбожной диктатуры.

И последнее, что надо сказать перед тем, как приступим непосредственно к нашей теме, — то, что они были лично знакомы, ценили и уважали друг друга, но по понятным причинам, не могли видеться каждый раз, когда вл. Антоний приезжал в СССР, но с конца 60-х годов владыка Антоний «неофициально» встречался с людьми в московских квартирах, — часто именно в домах прихожан о. Александра (о чем свидетельствует и фотография, опубликованная в «Христианосе-28»), который прикровенно в этом участвовал, — в том числе, и с подростками из общины о. Александра.

Мы ждали владыку 18 октября 1990 г., на 40-й день по кончине о. Александра, — было известно, что он собирался приехать в Москву и в Новую Деревню на литургию, но не смог и прислал телеграмму. Это его Слово было произнесено митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием у могилы убиенного отца Александра. (Мы опубликовали этот текст.)

Владыка Антоний говорил, что его поразила личность о. Александра; правда, которая в нем жила; еще он считал, что о. Александр, «это человек, сделавший ценой своей жизни и смерти дело, которое он, может быть один и мог тогда сделать в России.» И слова «Отец Александр – свидетель Веры, Жизни, Правды – и Божией, и человеческой» принадлежат владыке Антонию.

Сама тема, взятая для этой конференции по наследию митр. Антония Сурожского: «Что значит быть христианином в повседневной жизни?» в высшей степени важнейшая, актуальная для мироощущения, служения и наследия и о. А. Меня. Он всегда учил, что жить со Христом можно каждый день, при любом режиме, «жить в Царстве Божием здесь и теперь».

Много родственного было в их пастырском служении, в молитвенном опыте, в их проникновенной человечности, и очень роднило их отношение к свободе, понимание свободы, благоговение перед свободой другого человека, — что крайне редко встречается вообще среди людей, и в церковной ограде, в частности.

«Люди не любят свободы и никогда ее толком не любили. Свободу любят лишь избранники, и они сеют семена…»

Прот. Александр Мень (из лекции «Книга Исхода»)

Итак, что же такое Хаос, — разговор о нем мы построим на прочтении нашими героями Шестоднева. Мы не будем комментировать этот выстроенный нами диалог, постараемся внимательно вслушаться в него, услышать каждого из них. Диалог их, думаю, простирается в вечность, и нет более препятствий для их общения в радости, любви и в единстве веры. И времени больше нет, — есть жизнь бесконечная.

Начнем с фрагмента из Библиологического словаря отца Александра Меня (т. 3).

«Добиблейские представления о Хаосе.

Космогонические мифы в разных культурах (египетской, индийской, греческой, вавилонской, китайской) несут в себе много оттенков в толковании Хаоса; из них вытекают две основные мысли:

а) первичный Бог-стихия извечен;

б) рациональная структура мира возникла благодаря преодолению Хаоса.

Священное Писание использует общечеловеческую идею Хаоса, но дает ей совершенно иную религиозную интерпретацию. В Библии сохранилась космогония, которую принято называть Гексамероном, или Шестодневом (Быт 1; 2:1-3 и начало 4-го стиха).

Гексамерон одним ударом рассеивает призраки политеизма. Боги, демоны, чудовища – все это исчезает. Мировой Хаос не предшествует бытию, и поразительным контрастом вавилонскому и всем языческим мифам звучат первые слова сказания: «В начале сотворил Бог небо и землю.»

Продолжающееся творение представлено как борьба с Хаосом не только в природном, но и в духовно-нравственном смысле. Это отражено в Откровении, где сатана изображен в виде «дракона, древнего змия, называемого диаволом и сатаною, обольщающего всю Вселенную» (Откр 12:9). Торжество Божественного замысла ведет к исчезновению моря, которое в данном случае тождественно с драконом (Откр 21:1). Море символизирует состояние Хаоса, которое преодолевается в процессе Божественного Домостроительства. Пророчество об этом завершающем Дне Господнем содержится в т.н. «Апокалипсисе Исайи» (Ис 27:1).

По существу, в Библии речь идет не о «битве богов», как в мифологии, а о торжестве Бога над тварными силами, исказившими Его пути в мироздании. Примечательно, что эти силы связываются в Библии не только с природными, но и с историческими проявлениями зла и несовершенства. Одна из важных черт, отличающих библейское представление о Хаосе от языческих, это учение о конечной победе Творца над ним, тогда как в языческих мифах Вселенная через определенные промежутки времени возвращается в изначальное состояние Хаоса» (конец цитаты).

Послушаем фрагмент из лекции митр. Антония «Хаос» от 18 февраля 1976 г.

«Как знать – может быть, размышление о природе и значении хаоса поможет нам создать мир, который будет достоин себя, человека, Бога: создать град человеческий, который в конечном итоге может совпасть во времени и пространстве с Градом Божьим. Думаю, в начале моей лекции в качестве девиза или эпиграфа можно привести слова Ницше, который сказал, что для того, чтобы родить звезду, нужно носить в себе хаос. Я бы хотел рассмотреть тему хаоса с разных сторон, поскольку размышлял над этим вопросом недостаточно, чтобы представить вам связную картину тех ощущений, которые рождает во мне эта тема.

Во-первых, существует два вида хаоса. Хаос может быть следствием распада чего-то красивого, гармоничного, упорядоченного. В таком случае хаос трагичен. Но есть и другой хаос, который предшествует порядку, гармонии и красоте. Он несет в себе множество возможностей, он живет ожиданием того, что родится из него, что придаст ему смысл. В первом случае хаос подобен разрушенному городу, мертвой цивилизации, блестящему уму на закате своей славы, изжившим себя отношениям – это конец, и он уже не может дать начало ничему новому. Во втором случае хаос полон предвкушения, надежды; из него может родиться все, что угодно, хотя это не означает, что все заложенные в нем возможности обязательно будут реализованы. В качестве примера того, что я называю творческим хаосом, таким, который способен родить звезду, можно взять начало Книги Бытия.

Творческое слово Божие из ничего породило хаос, а затем, следуя Божественным указаниям, этот хаос стал раскрываться от славы к славе. Возможно, вы замечали, что каждый этап этого процесса сопровождался характеристикой «хорошо». Кроме того, из написанного, судя по всему, следует, что полнота первого дня, по сути, достигается вечером следующего дня. И был вечер, и было утро (Быт 1:5). Потому что это развитие предполагает не увеличение яркости физического света, а раскрытие возможностей, проливающее нематериальный свет на то, что есть тьма, открывающее, проявляющее то, что было сокрыто. В этом смысле весь процесс сотворения мира и всю последующую историю человечества можно представить, как постепенное проявление, поступательное раскрытие сокрытых доселе возможностей. Это хаос, из которого что-то может родиться».

Продолжает наш диалог о. Александр.

Цитата из книги «Как читать Библию» (т. 1):

«Хаос (Быт 1:2)

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

Земля же была безвидна и пуста (евр. «тоху ва боху»). Последние два слова означают, что первозданная земля была в хаотическом состоянии. В Ис 45:18 (в буквальном переводе) мы читаем, что землю Бог сотворил не «пустой» (евр. « ло-тоху»). Из этого явствует, что хаотическое состояние мира проистекало не от Творца, но было уже нарушением Его воли. Нечто таинственное исказило гармонию творения.

«Тьма над Бездною» — слово Бездна (евр. Теом, множ. Теомот) созвучно с вавилонским словом Тиамат. Так именовалось чудовище Хаоса в халдейской мифологии. Этот же космический дракон встречается и в сказаниях др. народов (египтян, финикиян, китайцев). Он олицетворял разрушительные силы, и одновременно его почитали как существо божественное. В Библии силы Хаоса тоже представлены чудовищем, которое, однако, рассматривается как тварь (Левиафан, Раав, Дракон). Это существо воплощает в себе сопротивление божественному порядку, которое возникло в лоне духовного тварного мира (падение Сатаны). В конце времен эти демонические силы будут повержены. (Ис 27:1; ср. Ин 12:31).

Быт1:4: И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.

Антропоморфное, метафорическое выражение, которое должно означать, что в мироздании Бог отделяет «хорошее» (евр. «тов» — доброе, полезное, гармоничное) от темного и хаотического. В дальнейшем (ст. 10, 12, 18, 21, 25, 31) этот термин повторяется. Это указывает на гармоничную и совершенную природу того порядка, который вносится Творцом в созидаемый им мир. Однако, как явствует из других текстов, хаотическое начало, идущее вразрез с Божиим замыслом, будет заявлять о себе вплоть до полного воцарения Божественной гармонии (ср. Откр 21:1, где «море» есть синоним дракона и Хаоса). То, что Бог при сотворении видит мир «хорошим весьма» свидетельствует о Его созерцании мира вне времени, то есть в форме предельного совершенства (какое возможно для твари). Это то состояние, которое свв. Отцы Церкви называли «теóзисом», обожением созданного» (конец цитаты).

Продолжение фрагмента из лекции вл. Антония о Хаосе:

«Обычно, когда мы говорим о хаосе, мы имеем в виду беспорядок. Мы говорим: “В моей комнате хаос”, что значит “не заходи туда, потому что там везде разбросаны книги, белье и прочее”, но здесь речь о другом. Хаос – то, о чем говорится в начале Книги Бытия. Хаос – это пространство, наполненное возможностями, которые еще не нашли своего выражения. Хаос таит в себе возможности, только надо ими воспользоваться. Мы же обычно пытаемся сделать из хаоса порядок, точно также, как мы прибираем в ящиках, или приводим в порядок нашу комнату, — и поступая так, убиваем всякую возможность хаосу породить танцующую звезду.

А можно воспринимать хаос по-другому. И Бог относится к хаосу по-другому. Бог вызывает из хаоса все, что уже созрело и готово расцвести, или то, что могло бы расцвести в жизнь, могло бы измениться, чтобы достичь полноты. У Бога нет стремления создать порядок, Он стремится создать космос.

Весь мир в первой Книге Бытия вызван из хаоса творческим Словом, которое говорит всему: “Явись!” — и все появляется, раскрывая себя и одновременно будучи откровением Божьим» (конец цитаты).

Отец Александр «отвечает» цитатой из работы «Тайна зла»:

«Согласно Писанию, когда видимый мир только начал созидаться, в духовной сфере бытия возникла темная демоническая воля к разрушению. Она оказала воздействие на ход законов материальной природы. Победить эту противоборствующую стихию сатаны должна, с помощью Творца, сама тварь. История миротворения стала, таким образом, историей борьбы – между смертоносным хаосом, искажающим строй Вселенной, и творческими началами.

Хаос влечет мир к разрушению, распаду, к умиранию энергии. Но по воле Божественной премудрости, Логоса, творящего Слова Господня, ему противопоставлена закономерность, порядок, организация эволюционирующей природы. Мы открываем их уже в мельчайших частицах вещества, и в царстве живых существ, которые, хотя и погибают, но передают эстафету жизни своим потомкам. И, наконец, в лице человека – двуединого существа, в котором связаны дух и плоть – Природа получила от Бога новые творческие силы и новые возможности. Человек призван был стать соучастником борьбы Логоса против тьмы и смерти. Но, имея в себе образ и подобие Божие, человек, следовательно, имел и свободу. Именно своей свободой люди воспользовались не для того, чтобы содействовать космическим замыслам Творца, а для того, чтобы искать господства над миром, независимо от Бога, во имя ложного самоутверждения.

Эту измену Богу мы называем первородным грехом, или грехопадением человека.

Но, как в истории миротворения, хаосу и распаду противостояли начала гармонии, а смерти – жизнь, так и греху в истории людей не дана была полная победа.

Еще в древнем библейском пророчестве сказано, что настанет день, когда хаос будет повержен. Христос говорит о суде над злом мира, который совершится в конце истории.

Тогда наступит полнота творения, воцарится Господь и осветит Своим присутствием новое Небо и новую Землю. Во Вселенной восторжествует дух гармонии, возникнут новые законы, исключающие распад и смерть. Предчувствие этого будущего живет во всем прекрасном и добром, что уже сегодня светит как маяк в нашем темном мире. О Царстве Божием предвозвещает красота мироздания, о Нем говорят творчество и молитва, действенная любовь и противостояние злу. Все это залог высшего этапа в истории человека и Вселенной».